Образец протокола повышения квалификации
Присвоение и повышение разряда рабочим: как оформить правильно
Из разговора с рабочими одного всем известного российского завода по производству автомобилей: «Работаю слесарем 3-го разряда. Зарплата не ахти, с надбавками и премиями выходит 7–8 тысяч.
Я на заводе уже 5 лет, а кто‑то и по 20, но все равно имеют 3-й разряд. Повысить его невозможно. Образование у меня среднеспециальное по 4‑му разряду, но меня по нему не приняли. Никаких перспектив».
Что тут сказать? Комментировать происходящее не имеет смысла. Все и так понятно. Но этот разговор стал поводом для статьи. Мы решили помочь тем работодателям, кто занимается развитием персонала и для кого рабочие не просто винтики в общем механизме.
О том, как правильно организовать процесс присвоения разряда и грамотно его оформить, пойдет речь ниже.
С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Порядок присвоения рабочим квалификационных разрядов предусмотрен пунктами 10–21 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31 / 3-30.
Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) рабочему рассматривается квалификационной комиссией, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены:
При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюза.
На небольших предприятиях, где нет возможности создать комиссию по присвоению разрядов рабочим, такое присвоение разрядов может производиться квалификационными комиссиями, созданными в учебных заведениях соответствующего профиля.
КСТАТИ СКАЗАТЬ
О терминах
В отечественной социологии, прежде всего в советский период, сформировалось следующее понимание рабочего класса и самих рабочих. Рабочие – это люди, занятые преимущественно физическим трудом во всех сферах народного хозяйства. Слово «рабочий» подразумевает в первую очередь вид занятия (но не профессию), во вторую – социальный слой, отличающийся специфическим образом и стилем жизни, ценностными ориентациями и культурой. Как вид деятельности это понятие подразумевает тип занятий в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т. д. В СССР рабочие подразделялись на работников низкой (1–2-й разряды), средней (3–4-й разряды) и высокой (5–6-й разряды) квалификации.
Такая же разрядная сетка принята и в других странах. Например, рабочий класс Великобритании делится на три страты:
- квалифицированные рабочие (водители автобусов, шахтеры и др.)
- малоквалифицированные рабочие (кондукторы в автобусе, кладовщики и т. д.)
- неквалифицированные рабочие (лаборанты, трубочисты, дворники и т. п.).
Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт (например Положение о квалификационной комиссии) или быть самостоятельной частью отдельного документа (например Положения об аттестации). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя следующие пункты:
Если профессиональная подготовка осуществляется на базе предприятия, то отвечающего за нее специалиста часто обязывают обеспечить необходимые условия для проведения экзаменов:
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ю. П. Кокин, доктор экон. наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАГС при Президенте РФ, заслуженный экономист Российской Федерации
Понятия разряд (тарифный разряд), класс, категория являются элементами тарифного нормирования труда и призваны отражать уровень сложности выполняемых работ (трудовых функций), а также требуют для этого квалификации (профессиональной подготовки, навыков, стажа работы по специальности). Их установление связано со спецификой труда той или иной группы персонала.
В соответствии со сложившейся практикой разряд (тарифный разряд) устанавливается преимущественно рабочим в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТ КС) и присваивается при окончании профессионального учебного заведения, а затем по итогам оценки тарифно-квалификационной комиссии, создаваемой в этих целях на предприятиях (в учреждениях).
Тарифный разряд по оплате труда без его личностного присвоения может быть установлен, особенно в условиях применения Единой тарифной сетки, и для руководителей, специалистов и технических исполнителей.
Класс квалификации присваивается представителям такой специфической группы рабочих, как водители транспортных средств (авто‑ мобилей, локомотивов на железной дороге и метрополитене, городского пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев), летно-подъемному и плавающему составу на воздушных, морских и речных судах.
Класс, так же как и тарифный разряд, устанавливается (присваивается) работникам в момент окончания профессионального учебного заведения и периодически подтверждается в процессе прохождения работником тарифно-квалификационной (аттестационной) комиссии.
Категории (классы) квалификации устанавливаются специалистам и техническим исполнителям, занимающим ряд должностей. В производственной сфере экономики это такие должности, как конструктор, технолог, инженеры всех наименований, экономисты разных специальностей, механик, техник, машинистка, стенографистка, секретарь-стенографистка и другие аналогичные должности. В учреждениях социально-культурной сферы – учитель, врач, фармацевт, фельдшер, библиотекарь, артист и т. д. Кроме того, квалификационные категории могут быть присвоены специалистам федеральных, региональных и муниципальных органов государственного управления, служб по чрезвычайным ситуациям и предотвращению катастроф.
Основанием начала функционирования квалификационной комиссии является, как правило, подача заявления работником и представления (характеристики, ходатайства) на него руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ
Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов – определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:
Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.
Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или раз в год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.
Рабочий, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификацион‑ ной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы по разделу «Должен знать» и самостоятельно выполнить отдельные работы, приведенные в разделах «Характеристика работ» и «Примеры работ». При этом квалификационной комиссией также учитывается результат прохождения курсов повышения квалификации работника. В разделе «Должен знать» излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе «Характеристика работ».
Работник должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний в частности, он должен знать свои обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, положения, инструкции и другие руководящие материалы, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, правила пользования средствами индивидуальной защиты знать требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, требования по рациональной организации труда на рабочем месте.
По ряду профессий рабочих, выполняющих работы повышенной сложности и тарифицируемых, как правило, 6-м разрядом и выше, в разделе «Должен знать» установлены требования к наличию среднего специального образования, а по отдельным профессиям – требования к стажу работы и наличию специальной подготовки.
Раздел «Должен знать» по профессии «арматурщик» в зависимости от разряда
Образец Сертификата повышения квалификации
31 Январь 2013 | Сертификат | Комментариев: 0
Бесплатный шаблон сертификата в eps выполненный в темно-коричневом цвете с аккуратными узорами, которые обрамляют документ по краям, будет отличным решением для государственных структур или образовательных учреждений. В верхней части шаблона расположен круг, где может быть указана аббревиатура, например учебного заведения. По центру, заглавными буквами можно указать ФИО человека и его квалификацию, а также другие важные сведения.
Похожие статьи
Мы специально для вас изготовим дизайн макет под любые нужды, будь то визитка, логотип, наружная реклама, решения для интерьера и или что-то другое.
Практика повышения квалификации рабочих на предприятии
Матеріал надано редакцією журналу Кадровик України
Передплатний індекс - 95405 (укр. рос.)
E-mail: kadrovyk@profpressa.com
Тел. (044) 568-50-60
Практика повышения квалификации рабочих на предприятии
Организация обучения и повышения квалификации персонала на предприятии предусматривает:
- подготовку обучения на уровне предприятия
- подготовку обучения на уровне службы обучения (структурного подразделения, отвечающего за обучение и повышение квалификации работников)
- собственно обучение (теоретическое и производственное)
- снижение квалификационного разряда.
Подготовка обучения на уровне предприятия
На основе анализа планов по объемам производства и номенклатуре продукции, перспективы развития персонала предприятия начальники структурных подразделений совместно с отделом развития и использования производственных мощностей определяют потребность в повышении квалификации и переквалификации работников. С этой целью устанавливается соответствие имеющихся у работников знаний и умений профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для выполнения текущих и перспективных задач. Для рабочих такое соответствие устанавливается, например, путем сопоставления существующего уровня квалификации (по тарифному разряду) с уровнем квалификации работ (по разряду работ). В первую очередь принимается во внимание перспектива реструктуризации, технического переоснащения, внедрения новых технологий.
На потребность в повышении квалификации персонала влияют также:
- низкое качество и конкурентоспособность продукции предприятия или наличие тенденций к их снижению
- отсутствие работы, отвечающей квалификации рабочего
- изменения в законодательстве, технологии производства, стандартизации продукции и т. д.
Потребность в повышении квалификации определяется также в ходе опросов руководителей, специалистов, рабочих с учетом их пожеланий относительно видов повышения квалификации.
Для подготовки отделом кадров (ОК) годового плана подготовки и повышения квалификации рабочих структурные подразделения подают в ОК заявки в форме служебных записок ( приложение 1 ). Заявка по первой форме служит для составления плана подготовки на следующий год, а заявка по второй форме - для планирования обучения с целью обеспечения текущей потребности сверх годового плана.
На основании годовых планов могут разрабатываться и утверждаться месячные планы по различным формам (индивидуальная, курсовая) и направлениям в разрезе профессий и специальностей. Объемы и направления повышения квалификации работников определяются на основании целей и задач подготовки, категории работников, финансовых возможностей предприятия.
Проект годового плана обучения работников предприятия утверждается руководителем и служит основанием для подготовки сметы расходов на обучение кадров ( приложение 2 ), включаемую в коллективный договор. После принятия коллективного договора смета - основной документ по регулированию и контролю затрат на подготовку кадров.
Подготовка обучения на уровне службы обучения
Подготовку кадров на предприятии может осуществлять служба обучения (СО), входящая в структуру отдела кадров.
Для организации повышения квалификации работников СО за два-три месяца до начала следующего года рассылает служебные записки всем структурным подразделениям с просьбой предоставить списки потенциальных преподавателей по всем дисциплинам для преподавания в СО и цехах предприятия.
В связи с тем, что штатные преподаватели в СО не предусмотрены, труд преподавателей оплачивается почасово, как за совместительство. Так же оплачивается работа инструкторов производственного обучения, членов квалификационных комиссий, руководителей практики и др.
Преподаватели представляют в СО документы об образовании, и до конца ноября предшествующего года специалистами СО проводится конкурсный отбор преподавательского состава на следующий год.
На должность преподавателя назначаются лица с высшим образованием и стажем работы по специальности не менее двух лет или среднетехническим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет. Кандидатуры преподавателей подбираются с учетом наличия у специалистов не только хороших профессиональных знаний, но и способностей к преподавательской работе.
Затем приказом по предприятию утверждается список преподавателей на следующий год из расчета 2-3 человека по каждой дисциплине, который и служит основанием для допуска их к проведению занятий ( приложение 3 ).
При составлении списка резерва преподавателей начальник СО обращает внимание на:
- образование
- стаж работы по специальности
- стаж работы преподавателем
- умение владеть вниманием аудитории и правильно распределять время урока
- наличие конспекта лекций и поурочного плана
- исполнительность и аккуратность
- знание основ педагогики.
Для этого преподаватели проходят собеседование с начальником СО, а отдельные вопросы уточняются во время проведения открытых уроков.
Привлекать к работе в качестве преподавателей работников предприятия, не включенных в утвержденный список, можно только после заключения с ними договора о теоретическом обучении работников ( приложение 4 ).
СО подбирает стандартные программы обучения или выдает задание на разработку учебных программ (при отсутствии стандартных) компетентным структурным подразделениям предприятия, разрабатывает графики проведения занятий на весь период обучения и расписание занятий на будущую неделю.
Также СО готовит проект приказа по ОК на обучение групп, которым назначает преподавателей теоретического обучения по дисциплинам и инструктора производственного обучения ( приложение 5 ).
На должность последнего назначаются высококвалифицированные рабочие со стажем работы по специальности не менее трех лет. Кандидатуры инструкторов подбираются с учетом наличия у специалистов хороших профессиональных знаний, стабильных высоких показателей производительности, качества и т. д. способностей к преподавательской работе. С этой целью запрашивается мнение цехового организатора по подготовке кадров и проводится собеседование кандидата в инструкторы с инженером по подготовке кадров СО.
После подписания приказа об обучении инженер по обучению кадров СО выписывает извещения ( приложение 6 ) на имя каждого ученика (а также переквалификанта) и рассылает их по цехам и службам.
Теоретическое обучение проводится в рабочее время. Время учебы отмечается в табеле учета рабочего времени как рабочее. Общее время обучения работника (как теоретического, так и практического) не должно превышать фонда рабочего времени работника в месяц.
Обучение
Обучение рабочих имеет две формы: теоретическое и производственное. Теоретическое обучение может проводиться в группах или индивидуально как в аудиториях СО, так и в структурных подразделениях. Преподаватель теоретического обучения при чтении лекций руководствуется программой обучения, учебно-тематическим и поурочным планами. Результаты обучения обязательно отражаются в журнале учета учебной работы по теоретическому обучению или карточке учета теоретического обучения для индивидуальных консультаций. Курс занятий по каждой дисциплине заканчивается сдачей зачета или итоговой оценкой. Рабочий, не сдавший зачет или не получивший итоговой оценки, не допускается к экзамену квалификационной комиссией предприятия (структурного подразделения).
Производственное обучение рабочих ведется параллельно с теоретическим под руководством инструктора производственного обучения индивидуально на рабочем месте. Труд инструкторов оплачивается согласно представляемой цехом справки об отработанном времени инструкторами производственного обучения и учениками цеха ( приложение 7 ).
Ученики и переквалификанты во время производственного обучения ведут дневник учета производственного обучения ( приложение 8 ).
По окончании производственного и теоретического обучения инструктор, мастер, организатор производственно-технического обучения кадров структурного подразделения, инженер по подготовке кадров СО и, например, специалист управления главного сварщика, если обучается сварщик, подбирают квалификационную пробную работу, соответствующую квалификации ученика (или переквалификанта), которую рабочий должен выполнить в срок от 3 до 10 дней до сдачи экзаменов на присвоение квалификационного разряда.
На выполнение пробной работы рабочему выписывается наряд на сдельную работу в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для оплаты за выполнение работы, а второй прилагается к заключению о выполнении пробной квалификационной работы ( приложение 9 ).
После выполнения пробной работы и при наличии указанного заключения рабочий допускается к сдаче квалификационного экзамена по его заявлению на имя начальника ОК. Заявление может иметь следующую форму:
Прошу присвоить (повысить) разряд с ______ на __________ по профессии _____________.
Сообщаю о себе следующие сведения:
1. Фамилия&hellip
2. Имя&hellip
3. Отчество&hellip
4. Работаю в цехе № ______ с&hellip
5. Кем и с какого времени работал до присвоения разряда&hellip
6. Образование&hellip
7. Год рождения&hellip
8. В настоящее время учусь в&hellip
Экзамен представляет собой проверку полученных экзаменуемыми работниками в процессе обучения теоретических знаний, умений и практических навыков в объеме учебной программы и требований Единого тарифно-квалификационного справочника на заседании квалификационной комиссии предприятия или структурного подразделения.
На экзамен ОК представляет комиссии учебную документацию группы:
- учебные программы
- журнал учета учебной работы по теоретическому обучению
- дневники учета производственного обучения
- заявления обучаемых
- заключение структурного подразделения предприятия о выполнении пробной квалификационной работы со вторым экземпляром наряда на выполненную работу
- акт структурного подразделения, подтверждающий, что ученики или переквалификанты действительно прошли производственное обучение по специальности ( приложение 10 ).
Комиссия также знакомится с результатами выполнения экзаменуемыми установленных норм выработки за последние 2-4 недели.
Экзамен проводится путем устного опроса по экзаменационным билетам для проверки теоретических знаний рабочих по соответствующей профессии, которые составлены методистом СО, рассмотрены методическим советом предприятия и утверждены руководителем. В соответствии со спецификой программы по различным профессиям набор вопросов может быть разным, но вопрос Спецтехнология и техника безопасности должен быть во всех билетах. Знания оцениваются по пятибалльной системе.
Следует отметить, что повышение квалификации рабочих может осуществляться на производственно-технических курсах . успешное окончание которых является необходимым условием для присвоения работнику более высокого квалификационного разряда. Минимальные сроки практической работы для повышения разрядов должны соответствовать срокам, указанным в таблице, т. к. практика показывает, что одного года (как это предусмотрено нормативными документами) недостаточно.
Таблица. Определение минимальных сроков производственного обучения
Разряды рабочих всех сквозных профессий
повышение разряда
ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ О ПРИСВОЕНИИ КЛАССОВ
Повестка дня: О присвоении разрядов и классов рабочим. Сообщение председателя комиссии В.В.Иванова.
СЛУШАЛИ: Давыдова Д.Д. начальника ремонтно-технических мастерских, по вопросу присвоения 2-го класса водителю автомобиля Петрову И.И.
Стаж работы Петрова И.И. в качестве водителя автомобиля 3-го класса составляет 2,5 года. Имея категории «В» и «С», он прошел в Минской объединенной технической школе в полном объеме программу подготовки на категорию «Е», о чем свидетельствует отметка в водительском удостоверении. Пробную работу слесаря по ремонту автомобилей 3-го разряда выполнил в мастерской с соблюдением нормы времени и хорошим качеством.
За время работы не допустил грубых нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой лишение водительских прав, обеспечивает выполнение месячных заданий, не имеет случаев нарушения трудовой дисциплины.
В ходе проверки комиссией требований квалификационных характеристик «Водитель автомобиля 2-го класса» и «Слесарь по ремонту автомобилей 3-го класса» Петров И.И. показал хорошие знания.
ПОСТАНОВИЛИ: Присвоить Петрову И.И. 2-й класс водителя автомобиля и 3-й разряд слесаря по ремонту автомобилей.
Председатель комиссии В.В.Иванов
Члены комиссии: А.А.Смирнов
Образец протокола заседания квалификационной комиссии
"29" июня 2009 г. г. Минск
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Председатель комиссии: Феофилов Ю.В.
Заместитель председателя: Жигалов А.М,
Члены комиссии: Лишай И.Л. Ибрагимов Н.К. Ковширко Д.А.
Гринкевич Е.Л.
Секретарь: Ситникова Т.В.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Присвоение Устинович Елене Александровне, инженеру 2 категории сектора № 2 отдела сертификации материалов и изделий, 1 категории инженера этого же отдела, с 01 июля 2009 года.
Аттестационный лист аттестуемого работника
Устинович Елена Александровна, 17.08.1978, образование: высшее, специальность: химия, квалификация: химик.
В 2007 году окончил Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством по специальности: «Метрология, стандартизация и сертификация» с присвоением квалификации: специалист по стандартизации и качеству.
Стаж работы по специальности: 4,5 года
Стаж работы на данном предприятии: 1 год и 1 месяц
Занимаемая должность, дата назначения: с 23.05.2008 года инженер 2 категории отдела сертификации материалов и изделий.
Является экспертом-аудитором по качеству.
Вопрос к аттестуемому: Какие изделия Вы сертифицируете в отделе?
Ответ аттестуемого: Кроме арматуры, ж/б, сухие смеси, щебень, гравень, стеклопакеты, изделия из древесных материалов, краски, окна, балконные двери.
Вопрос к аттестуемому: На соответствие какому документу проводили сертификацию на плиты из мрамора?
Ответ аттестуемого: ГОСТ Советский.
Вопрос к аттестуемому: На основании чего Вы сертифицировали черепицу кровельную битумную?
Ответ аттестуемого: СТБ.
Вопрос к аттестуемому: Вы рабочие чертежи на заводах смотрите при проверках?
Ответ аттестуемого: Да.
Вопрос к аттестуемому: А если чертежи не соответствуют стандарту?
Ответ аттестуемого: Есть ГОСТ, в котором есть перевод, из «М» в «Б» по переводной таблице.
Вопрос к аттестуемому: Что нас ждет с 01.07.2009 г. по срокам сертификации, переносут или нет?
Ответ аттестуемого: Да.
Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии: в ближайшее время написать статью в наш журнал по ж/б.
Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником: нет.
Оценка деятельности работника по результатам голосования: соответствует занимаемой должности с выдвижением на должность инженера 1 категории.
за 6
против 0
воздержавшиеся 0
2. Присвоение Малечко Марине Леонидовне, инженеру сектора № 2 отдела сертификации материалов и изделий, 2 категорию инженера этого же отдела, с 01 июля 2009 года.
Аттестационный лист аттестуемого работника
Малечко Марина Леонидовна, 26.03.1982, образование: высшее, специальность: физико-химические методы и приборы контроля качества продукции, квалификация: инженер по сертификации.
Стаж работы по специальности: 4,5 года
Стаж работы на данном предприятии: 1 год и 1 месяц
Занимаемая должность, дата назначения: с 22.05.2008 года инженер отдела сертификации материалов и изделий.
Является экспертом-аудитором по качеству.
Вопрос к аттестуемому: Ваша специализация в отделе?
Ответ аттестуемого: Окна, балконные двери, арматура, стеклопакеты.
Вопрос к аттестуемому: Вы сертификацию эластичности гидроизоляционного покрытия на соответствие чего проводили?
Ответ аттестуемого: на соответствие СТБ на гидроизоляционное покрытие.
Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии: в ближайшее время написать статью в наш журнал.
Замечания и предложения, пожелания, высказанные аттестуемым работником: съездить в нашу лабораторию на Минсктипроект, посмотреть оборудование, установки по трубам.
Оценка деятельности работника по результатам голосования: соответствует занимаемой должности с выдвижением на должность инженера 2 категории.
за 6
против 0
воздержавшиеся 0
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Присвоить инженеру 2 категории отдела сертификации материалов и изделий Устинович Е.А. 1 категорию инженера этого же отдела с 01 июля 2009 года
2. Присвоить инженеру отдела сертификации материалов и изделий Малечко М.Л. 2 категорию инженера этого же отдела с 01 июля 2009 года
Председатель комиссии: Ю.В.Феофилов
Заместитель председателя: А.М.Жигалов
Члены комиссии: И.Л.Лишай
Источники:
Следующие документы
27 декабря 2024 года
Комментариев пока нет!