Главная » Шаблоны для судебного заседания

Протокол психологического наблюдения образец


Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
  • В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

    Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

    Предмет наблюдения

    Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.
  • Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
  • То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

    Как проводить наблюдение

    Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

    При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
  • Этапы исследования методом наблюдения

    1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
    2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
    3. Создание плана наблюдения.
    4. Выбор метода обработки результатов.
    5. Собственно наблюдение.
    6. Обработка и интерпретация полученной информации.

    Средства наблюдения

    Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

    Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

    1. Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
    2. Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

    Этический кодекс APA и наблюдения

    Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

    1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
    2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
    3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
    4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

    Протокол наблюдения

    В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок). Протокол наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаше всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован.

    Дневник — форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание. Наконец, отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

    Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события (разумеется, на том уровне обобщения, который им принят) в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован, так как без формализации поспевать за событиями, фиксируя время, довольно трудно. Сплошное протоколирование, как правило, применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.

    Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с объектом.

    При хронометрировании или подсчетах частот проявления того или иного события протокольное описание включает последовательности цифр. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда категории и единицы четко определены, можно фиксировать их в различного рода таблицах. Таблица фиксации данных наблюдения упрощает как процесс их записи, так и возможности последующих реконструкций наблюдавшихся событий, поскольку данные в таблице сразу представлены в структурированной форме.

    Процедура наблюдения

    Применение метода наблюдения наряду с решением проблем выбора единиц, формы и способов фиксации данных наблюдения и схем, последующего их анализа предполагает решение чисто методических вопросов, связанных с конкретной организацией процедуры наблюдения в соответствии с поставленной целью. Понятие процедуры наблюдения относится к конкретизации методики наблюдения и включает определение порядка основных этапов ее реализации, а также использование технических средств для фиксации данных.

    Процедура наблюдения как реализация определенной методики состоит из ряда этапов.

    1. Этап подготовки: составление исходных представлений об объекте наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

    2. Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор техник наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или генеральная репетиция. Этот этап необходим, поскольку на практике всегда возникает множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, могут проявиться компоненты поведения, не учтенные заранее в репертуаре единиц, и т.д. Конкретизированный план проведения наблюдения называют иногда его программой.

    3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.

    4. Этап обработки и интерпретации результатов.

    Во-первых, при обработке данных используется принятая система их раскодировки, если использовалась определенная схема фиксации данных в символах, единицах естественного языка или категориях. Во-вторых, даже если наблюдение было направлено на получение первичных данных, по возможности не отягощенных какими-либо интерпретативными схемами, все равно на этапе обобщения качественный анализ начинает включать содержательно-смысловую интерпретацию, что в современной литературе обсуждается в контексте так называемых качественных исследований (см. следующий параграф).

    При этом важным выступает общий дизайн исследования, или схема получения данных наблюдения, поскольку в ней заданы исходные ориентиры понимания данных как представляющих анализ индивидуального случая или общей тенденции (в рядах или выборках наблюдений). Таким образом, принятие идеографического или номотетического подходов (см. следующий параграф) существенно скажется на том, как анализируются данные наблюдения.

    В-третьих, при обсуждении результатов данных наблюдения встает проблема их интерпретации не только с точки зрения привносимого с той или иной теоретической позиции смысла, но и соотношения эмпирии и теории в общей схеме проверки разноуровневых психологических гипотез (теоретической и эмпирически нагруженной). В-четвертых, как уже говорилось ранее, оценка данных сопоставляется с оценкой надежности и валидности исследования. В-пятых, и на основе данных наблюдения могут не только верифицироваться гипотезы, но и сопоставляться разные теории (обсуждение результатов при этом включает анализ конкурирующих объяснений, исходя из разработанных в мире теорий).

    Пример программы наблюдения и протокола записи

    Предмет наблюдения: устойчивость и концентрация внимания.

    Цель: проследить динамику устойчивости и концентрации внимания на различных этапах самостоятельного решения текстовой многоходовой задачи.

    Информация, релевантная "Пример программы наблюдения и протокола записи"

    Пользователь обращается к СУБД посредством внешней схемы, инструкции которой преобразуются СУБД в термины концептуальной схемы, а затем - в запросы к внутренней схеме. Это значит, что запросы пользователя проходят через внешний, концептуальный и внутренний уровни, в то время как поток данных перемещается в обратном направлении. Рассмотрим последовательность основных действий СУБД на примере

    Понятие науки. Классификация наук. Критерий научности. Структура научного познания. Приемы, методы и формы научного познания: анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, аналогия, моделирование, наблюдение, эксперимент, гипотеза. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Формы и вненаучного знания. Соотношение научного и всенаучного знания. Рабочая

    Корректировка массива может касаться одной его записи или группы записей. Отдельная запись может включаться в массив и исключаться из него. Кроме того, в записи могут быть измене- ны значения отдельных атрибутов (как правило, неключевых). В любом случае перед непосредственно корректировкой выполняется поиск местонахождения корректируемой записи. Включение новой записи (например, со

    Лица, участвующие в деле, их представители вправе выразить свое несогласие с протоколом судебного заседания или отдельной его частью и подать в письменном виде замечания после подписания его председательствующим. В связи с этим суд обязан разъяснить участвующим в деле лицам право знакомиться с протоколом судебного заседания или отдельного процессуального действия и подавать замечания, что должно

    Древовидной организацией данных (деревом) называется множество записей, расположенных по уровням следующим образом: • иа 1-м уровне расположена только одна запись (корень дерева), • к любой записи і-го уровня ведет адрес связи только от одной записи уровня 1-1. В данном определении понятия "дерево" и "уровень" вводятся одновременно. Если записи получат номера уровней, соответствующие

    Установление неправильностей записей актов гражданского состояния регулируется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» и ст. 307—309 ГПК. При обнаружении в актовой записи неправильностей и неточностей заинтересованное лицо вправе подать в орган записи актов гражданского состояния заявление о внесении в запись исправлений или изменений. Заявление подается в орган записи актов

    Для ускорения поиска записей в массиве используется дополнительная информация, организованная в виде массива индексов. Индексом называется набор ключей и адресов записей, которые выбираются из основного массива по определенному закону. Отдельный элемент набора индексов также называется индексом,.хотя это не соответствует значению слова index - список. Имеются три важные разновидности

    Ускорение доступа к данным достигается применением принципиально иных методов размещения информации и ее поиска либо путем создания массивов вспомогательной информации о хранимых данных. Эти же методы необходимы при организации доступа к информации по нескольким ключевым атрибутам одновременно. Доступ к требуемым записям может осуществляться не только путем сравнения искомого

    В обязательные реквизиты базы данных, четкий перечень полей которой утверждается Росархивом, входят: * название учитываемой базы * ее объем * характеристика содержания информации * перечень источников данных * крайние даты введенных документов * даты начала и завершения или отметка о продолжении, базы данных * формат представления данных *

    Internet обеспечивает доступ к информации, содержащейся в мировых базах данных. К информационным ресурсам Internet относятся совокупность информационных технологий и баз данных, которые доступны при помощи этих технологий. Основными ресурсами Internet являются: 1. Электронная почта. 2. Удаленный доступ к компьютерам по протоколу Telnet. 3. Файловые архивы FTP. 4. Информационное

    Состояние и направление развития современной планетарной цивилизации. Человечество перед лицом глобальных проблем: экологический кризис и экологическая катастрофа, наступление энергетического кризиса, рост народонаселения и проблема преодоления голода, военно-технический прогресс и проблема предотвращения термоядерной войны, вмешательство в человеческую телесность и его социокультурные

    Объясните назначение файл-сервера и маршрутизатора в схеме подключения ЛВС к Internet. 2. Что представляет собой модель многоуровневого семейства протоколов TCP/IP? 3. Перечислите известные вам протоколы Internet прикладного уровня. 4. Объясните назначение протокола TCP. 5. Объясните назначение протокола IP. 6. Какой компьютер называется хост-компьютером? 7. Что представляет

    (отмечаются используемые методы, корректировка осуществляется по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в 3-4 года) Метод анкетных опросов и письменных обзоров (выборочно). Метод выходного или иного интервью (выборочно). Стандартные формы контроля качества усвоения знаний (преобладание). Метод авторского формирования содержания экзаменов. Информационная база студентов и архивные записи. Группы

    Образец заполнения протокола обследования ребёнка психологом

    Протокол обследования

    Дата обследования: 4.03.2013 – 8.03.2013

    Фамилия, имя ребёнка: И. В.

    Возраст на момент обследования: 6 лет 10 месяцев

    Название методики (6-7 лет) Выполнение

    1. Исследование восприятия

    «Самое непохожее»

    Задание выполняет частично, ориентируется только на форму, цвет и размер не учитывает (норма: выделение трёх признаков)

    2. Исследование восприятия (выявление уровня развития слухового восприятия, способность воспроизвести услышанное)

    «Восприятие слов» Может воспроизвести услышанное

    3. Исследование восприятия (выявление практической ориентировки на величину)

    «Разборка и складывание пирамидки»

    Самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учётом размеров колец методом зрительного соотнесения имеется хорошая согласованность действий обеих рук, заинтересована в конечном результате

    4. Исследование восприятия (целостное восприятие предметной картинки) «Разрезные картинки (5-6 частей) » Самостоятельно и очень быстро складывает разрезную картинку из 5-ти и 6-ти частей

    5. Исследование восприятия (целостное восприятие, анализ образца)

    «Конструирование из палочек» Правильно понимает и выполняет задание

    6. Исследование особенностей зрительного восприятия «Перечёркнутые изображения» Задание выполнил частично: узнал 5 из 6 предметов (норма: 6 из 6).

    7. Исследование особенностей зрительного восприятия

    «Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) » Самостоятельно задание выполнил: узнал 5 из 5 предметов.

    8. Исследование особенностей зрительного восприятия

    «Узнавание недорисованных изображений» Самостоятельно задание выполнил: узнал 6 из 6 предметов.

    9. Исследование особенностей зрительного восприятия «Буквенный гнозис» С заданием справился самостоятельно

    10. Исследование произвольного внимания

    «Рисунок домика»

    С заданием справился самостоятельно, набрав 0 баллов, что соответствует хорошо развитому произвольному вниманию

    11. Исследование особенностей внимания и характера работоспособности

    «Методика Пьерона-Рузера» лист 3

    С заданием справился очень быстро – 1, 5 минуты, допустил одну ошибку, быстро запомнил условные обозначения. Проявил изобретательность: сначала отметил все точки, потом чёрточки и т. д.

    12. Исследование развития тонкой моторики руки, развития умения работать по образцу, развитие произвольного внимания

    «Тест Керна-Йирасека» С заданием справился на среднем уровне. Наименьший балл получил при рисовании мужской фигуры: 4 балла (норма 1-2 балла)

    13. Исследование невербального -логического мышления

    «Невербальная классификация» С заданием не справился самостоятельно, с помощью взрослого улучшил результат

    14. Исследование вербально-логического мышления «Узнавание конфликтных изображений-нелепиц» Справился самостоятельно

    15. Исследование невербального мышления

    «Простые невербальные аналогии» Самостоятельно справляется на высоком уровне

    16. Исследование вербально-логического мышления «Исключение понятий» Самостоятельно справляется: очень легко и быстро

    17. Исследование вербально-логического мышления «Исключение предметов» Самостоятельно справляется: очень легко и быстро

    18. Исследование невербального логического мышления «Счёт» Справляется частично, но с помощью взрослого справляется полностью

    19. Исследование объёма знаний

    Тест Банкова Не справился, набрал 17, 5 балла, что соответствует низкому уровню

    20. Исследование слухоречевой памяти

    «10 слов» (по А. Р. Лурия) С заданием справился, запомнив все слова за три подхода (6810)

    21. Исследование зрительной памяти

    «25 картинок» С заданием не справился, запомнил 6 картинок. Норма 8 картинок

    22. Исследование зрительной памяти

    «Абстрактные зрительные стимулы» Справился самостоятельно

    Заключение по результатам обследования

    В начале исследования контакт быстро установился, мальчик эмоционально воспринимал задания, не уставал и не отвлекался. Ориентирован на похвалу и внимание со стороны взрослых. Во всех заданиях был заинтересован в результате. Мальчик не нуждался в дозировании нагрузок и смене видов деятельности. Задания принимал и понимал. Практически во всех заданиях Дима самостоятельно справлялся с заданиями.

    При исследовании были получены следующие результаты: запас знаний и представлений чуть ниже возрастной нормы. Развитие восприятия чуть ниже возрастной нормы. Развития произвольного внимания на высоком уровне. Мелкая моторика развита достаточно, при выполнении заданий использует правую руку. Развитие слухоречевой памяти на высоком уровне, а развитие зрительной памяти ниже возрастной нормы. Развитие невербального логического мышления ниже возрастной нормы. Развитие вербально-логического мышления соответствует возрастной норме.

    Итак, в структуре нарушения психического развития отмечаются заниженный запас знаний и представлений, заниженный уровень развития зрительной памяти и невербального логического мышления.

    25.04.2013 Педагог-психолог: Азнабаева В. Г.

    Источники:
    www.psychologos.ru, studme.org, uchebnikfree.com, www.maam.ru

    Следующие документы


  • 19 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Недавно добавленные материалы:

    Как заполнить документы на субсидию

    До 15 апреля и до 1 ноября этого года, предприятия, которые предоставляют услуги по газоснабжению, электроснабжению и

    Какая помощь положена молодой семье на строительство дома?

    1. Решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.2. На основании решения о предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти

    Комментарий к Указу № 322 О предоставлении безналичных жилищных субсидий

    29 августа 2016 годаПрезидент Беларуси Александр Лукашенко 29 августа подписал Указ № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».Документом предусматривается внедрение

    Конкурсный отбор по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям

    Министерство экономического развития Республики Ингушетия объявляет прием документов с 19 по 30 октября 2015 года, для участия

    Как получить жилищные субсидии на приобретение жилья военнослужащим

    Новости по тематикеСогласно федеральному закону «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ в редакции от 14.12.2015, государство берет на себя дополнительную ответственность за

    Как получить жилищную субсидию военнослужащему?

    Проблема обеспечения жильем защитников родины всегда стояла остро. Раньше она решалась составлением квартирных очередей, выделением ведомственных