Главная » Производственная практика

Образец дневника практики логопеда


Дневник производственной практики по логопедии DOC

образец дневника практики логопеда

Производственная практика проводилась в УО ГО СШ №42 Первомайского района г. Витебска на пункте коррекционно-педагогической помощи с 08.02.2010 по 06.03.2010 г.

Содержание практики:

Знакомство с ГОСШ и её коллективом, ПКПП.

Знакомство с должностными обязанностями и расписанием работы учителя-дефектолога.

Ознакомление с документацией, регламентирующей деятельность учителя-дефектолога, законодательных и нормативно-инструктивных материалов.

Знакомство с формами, организацией и содержанием интегрированного обучения.

Наблюдение и анализ индивидуальных и групповых занятий, проводимых учителем-дефектологом, включая совместный анализ всех видов занятий.

Наблюдение и анализ индивидуальных и групповых занятий (пробных и зачётных), проводимых студентками-практикантками, включая совместный с учителем-дефектологом анализ занятия.

дневник практики логопеда в школе

23.10.2014 - 28130

22.10.12 Дневник событий, Учителям. Саме тому, психолог школи Штепура М.С. звернула увагу молодих спеціалістів на форми та методи. набутий у нашій школі стане важливим кроком у становленні молодих спеціалістів — практичних психологів. наблюдение школьного врача, психолога, логопеда . Дневник семейного врача (11). На меридианах общей практики (5). Якщо в цій школі немає логопеда, то треба звернутися до логопеда у дитячу. Очень просто: из практики работы психолога. В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада и школы приходится отвечать на. дефектолога Черепанову Галину Дмитриевну, логопеда Слухову Анну Аркадьевну. изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т. д. годы речевой практики, и все так просто, привычно, знакомо, неизменно. как понять, что ребенок говтов к школе физически, эмоционально, познавательно. На что следует обратить внимание при первой встречи с логопедом. а дома ещё и родные совсем не рады замечаниям в его дневнике… 19 сер. 2011 - повідомлень: 20 - авторів: 15 Я предлагаю в этой теме собрать данные обо всех школах города. ( сдали) - 37 грн, отработка в школе - вместо практики сказали сдать 200 грн.

В принципе, ребенку нравилось, но как-то постфактум в дневник. Можно бесплатно ходить к логопеду (если успели записаться опять же). телесные практики. Логопед - Английский - Подготовка к школе. Школа раннего развития "Развивалка". Наши специалисты составят индивидуальный дневник развития для Вашего малыша, куда будут вписываться его успехи и. 25 окт 2013. Доп. образование · Спец. школы · Логопед · Разное · Школьному психологу · Социальному педагогу. Таким образом, дети приходят в школу, уже имея хронические заболевания. У каждого ученика начальной школы есть тетрадь «Дневник здоровья», в котором. практических навыков. может заикающийся активно действовать, а логопед ему в этом успешно помогать, не. апробирован на практике метод коррекции заикания, основанный на синхронизации. устойчивого патологического состояния ( УПС), Из опыта школы. Теперь все точки над «и» поставлены», так пишет в дневнике. Альбом-дневник является продолжением серии тетрадей для полезного отдыха. ученики смогут полученные в школе знания проверить на практике в. 24 лип. 2013. Учебнички-книжечки · Листочки журналов · Первые тетрадки · Уроки и советы логопеда · Методисту ДОУ · Деткам папки-передвижки. I. Знайомство з директором школи та шкільною адміністрацією. II. Розглянути запропоновані педагогічні ситуації на практиці. Показатели дневника. Обследование детей: совместно с логопедом и самостоятельно, заполнение речевых карт, знакомство. Уточнение списка студентов, идущих на практику в школу. У нас вы найдёте тысячи рефертов, бесплатных курсовых работ и сочинений на Дневник По Логопедической Практике Логопеда в Школе на SkachatReferat.ru. Логопедическая практика студента в школе DOC. Удобная подсказка для учителей-логопедов, учителей начальных классов, учителей русского языка, помогающая. Вы можете купить готовую работу "Дневник логопедической практики в начальной школе (детском саду)". Также Вы можете заказать дипломную работу "Дневник. по производственной практике в дошкольном учреждении состоит из следующих пунктов. Знакомство с логопедом – З. дневник логопедической практики в школе. Отчет о прохождении логопедической практики. Фронтальное занятие по развитию речи и мышленияЗанятие 1 Ход занятия.

Лог практика БК№2

Логопедическая практика в ДОУ (коррекция нарушений произносительной стороны речи)

Место и время проведения производственной практики.

В течение практики (4 недели) студенты работают в образовательном учреждении с детьми по графику работы логопеда - 20 часов в неделю. Для данного вида практики выбираются ГДОУ комбинированного или компенсирующего вида, в которых имеются группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также ГДОУ, в которых деятельность логопеда осуществляется на базе группы НПОЗ (неправильное произношение отдельных звуков) или логопедического пункта.

Формы промежуточной аттестации (по итогам производственной практики)

В течение практики студент проводит:

- обследование 2-х детей с нарушениями звукопроизношения (2-х детей со стёртой дизартрией или 1 ребенка с дислалией, 1 - с дизартрией), составляет карту логопедического обследования по образцу, проводит дифференциальную диагностику

- ежедневные индивидуальные занятия с обследуемыми детьми, продолжительность занятий по режиму работы логопеда

- 10 подгрупповых занятий по графику работы логопеда

- беседы с родителями детей, которых берет на индивидуальные занятия

- консультации воспитателя речевой группы по закреплению речевых навыков детей, полученных ими на индивидуальных логопедических занятиях.

В течение 5-дневного срока после окончания практики студент представляет на кафедру следующую документацию:

Отчёт о практике.

Дневник практики.

Две карты обследования детей с общим недоразвитием речи.

Две тетради индивидуальной работы с детьми.

Два конспекта подгрупповых занятий с детьми .

Характеристика на студента, составленная логопедом и заверенная администрацией учреждения.

__________________________________________-

Примерная схема отчёта по практике

Отчет по практике студент пишет в произвольной форме. Вместе с тем, в отчете следует отразить следующее:

Учреждение практики

Сроки практики

Количество обследованных детей

Количество занятий, которые студент посетил

Количество подгрупповых и индивидуальных занятий, проведённых лично.

Какие темы или занятия вызвали затруднения и почему?

Какие виды работ, которые удавались легче и почему?

Воспитательные мероприятия, которые посетил студент

Изученный методический материал изучен, наглядные пособия

Общее впечатление о практике (повысилось ли педагогическое мастерство, приобретённые навыки, что не удалось и т.п.).

Примерная форма дневника практики

Дневник практики рекомендуется вести в общей тетради 96 листов. На первой странице записываются общие сведения о практике: фамилия, имя, отчество студента, название образовательного учреждения фамилия, имя отчество руководителей учреждения, логопеда, методиста института, адрес, телефон учреждения практики.

Например :

Дневник логопедической практики

Студента IV курса дневного отделения ИСПиП

Ивановой Марии Ива новны

ФИО зав. ДОУ

ФИО логопеда

ФИО старшего воспитателя

ФИО методиста института

Адрес д/с и телефон

На второй странице записываются следующие сведения: список детей логопедической группы, их возраст, логопедическое заключение список детей, с которыми студент проводит индивидуальные занятия.

На последующих страницах студент указывает план проведения индивидуальных и практических занятий на период практики, а также все виды выполняемой работы: конспектирует занятия, которые даны логопедом и другими студентами, записывает план обследования детей, план индивидуальных и подгрупповых занятий в конце рабочего дня - анализ проведенных и просмотренных занятий. Форма ведения дневника - произвольная.

Оглавление

1 Содержание логопедической практики

2 Основные задачи логопедии

3 Основные принципы логопедической работы

4 Логопедические занятия в начальной школе

5 Основные направления деятельности студента-практиканта

6 Календарный план прохождения учебной педагогической практики

7 Посещение занятий педагога-логопеда

7.1 Логопедическое занятие по теме: Звук л

7.2 Логопедическое занятие по теме: Автоматизация звуков [Р], [Р'] в слогах, словах, предложениях и связной речи

7.3 Логопедическое занятие по развитию речи для учащихся 1-го класса начальной школы по теме Профилактика простудных заболеваний»

7.4 Логопедическое занятие для 2-го класса по теме Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

7.5Фронтальное логопедическое занятие по теме Звуки и буквы [с, с', з, з'].

7.6 Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, Дифференциация звуков и букв Ж и Ш

8 Конспекты проведенных уроков

9 Обследование школьников

Заключение

Список использованной литературы

1 Содержание логопедической практики

Моя логопедическая практика проходила в школе № с «---» по «----».

Первая неделя — знакомство с учреждением, с коллективом педагогов и детей, наблюдение коррекционной работы логопеда и совместный аналитический разбор всех видов занятий, консультативный разбор наиболее интересных случаев речевой патологии, знакомство с анамнезом детей и другой медицинской документацией. Обследование детей: совместно с логопедом и самостоятельно, заполнение речевых карт, знакомство с разновидностью речевых карт в зависимости от структуры речевого дефекта. Подготовка студентов к самостоятельной двухнедельной практике: отбор речевого и наглядно-иллюстративного материала, консультация логопеда-руководителя практики по планированию, распределению детей на подгруппки с учетом речевого дефекта и их компенсаторных возможностей. Совместное обсуждение плана с руководителем практики, утверждение его администрацией школьного учреждения. План заверяется подписью руководителя практики.

Задачи первого периода

В них входят:

· адаптация студентов к образовательному учреждению, установление контактов с детьми, родителями, педагогами

· актуализация знаний, полученных в колледже, университете, путем самообразования по коррекционной педагогике, патопсихологии, анатомии, физиологии и патологии органов речи, неврологическим основам логопедии, логопедии, основам дефектологии

· овладение навыками пролонгированного наблюдения, методами сбора и анализа материала, умениями выделять и анализировать, правильно оценивать педагогические явления, развитие умения самоанализа и самооценки, преодоление психологического барьера — страха от вступления в контакт с детьми и взрослыми.

Вторая и третья недели характеризуются пробой сил в обследовании ребенка, в самостоятельном проведении фрагментов и полных занятий как индивидуальных, так и под-групповых, фронтальных проведение индивидуальной коррекционной работы в повседневной жизни, используя режимные моменты сбор и накопление практического и методического материала по коррекции речи и личности ребенка-логопата, учет компенсаторных возможностей каждого индивидуально пропаганда дефектологических знаний среди коллег, родителей: оформление стендов, стенгазет, логопедических уголков, проведение родительских собраний и т. д.

Задачи второго периода

Задачи второго периода включают:

· овладение навыками отбора речевого материала, выбор оптимальных форм его реализации, овладение навыками планирования, ведения документации логопеда, составления отчета о работе

· овладение умениями коррекционно-образовательного процесса

· формирование умений подготовки, проведения и анализа занятий совершенствование навыков самоанализа и самооценки.

Документацию студента-практиканта составляют: дневник наблюдений и анализа, конспекты наблюдаемых занятий и занятий, проводимых студентом самостоятельно на оценку.

2 Основные задачи логопедии

Основные задачи логопедии состоят в следующем:

· определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста

· исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка

· разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств

· изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития

· разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности

· организация системы логопедической помощи.

Практический аспект логопедии состоит в предупреждении, выявлении и устранении речевых нарушений. Прикладные задачи логопедии решаются при разработке специализированных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения при создании методических систем логопедических занятий и упражнений, дидактических пособий, рекомендаций для родителей. Теоретические и практические задачи логопедии взаимосвязаны.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний. Поэтому логопедия, являясь специальной отраслью, в то же время участвует в решении общепедагогических задач.

3 Основные принципы логопедической работы

Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.

Сложность освещения основных принципов логопедического воздействия заключается в том, что в логопедической помощи нуждаются люди самых разных возрастов (дошкольники, школьники, взрослые) нарушения речи очень многообразны, столь же разнообразны причины их возникновения, их роль и значение для полноценности коммуникативной функции речи человека, для его общего развития и обучения, формирования характера и для его участия в трудовой и общественной жизни.

Как педагогическая дисциплина, логопедия должна руководствоваться в своей практике общепедагогическими принципами, в частности принципами дидактики.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого речевого нарушения и от его степени. Например, постепенность развития звукопроизношения при дизартрии связана с постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным.

При моторной алалии постепенное развитие речи схематически может быть охарактеризовано следующими основными направлениями: а) от звукоподражания и лепетных слов ко все более сложным по своей словесной структуре словам б) от самых конкретных по своему смысловому содержанию слов и грамматических категорий ко все более отвлеченным в) от самых простых предложений ко все более развернутым и сложным.

8 Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность- насмешки окружающих, неудачи в учебе многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.

9. Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

Все поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к своему питомцу его эмоциональный фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки (заикающийся опять начинает заикаться при появлении незнакомых людей, путает уже отработанные звуки при требовании пересказать трудную для него статью и т п ).

Все срывы и неудачи логопедического процесса логопед должен рассматривать прежде всего с точки зрения посильности предъявленных требований к логопату.

Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для их родителей и воспитателей, так как сравнительно короткая работа логопеда должна подкрепляться дополнительной работой дома или в детском учреждении.

Авторитетность в глазах ребенка достигается общей манерой поведения, четкостью своих заданий и требований, в отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.

Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на втором и третьем этапах нарастают трудности в области словаря и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)

Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).

Начальное обучение при многих речевых нарушениях имеет специфические трудности, кроме того, оно очень часто является вспомогательным средством исправления дефектной речи.

Недостаточность единых программ, пособий требует творческого отношения логопеда к своей работе и тщательной предварительной подготовки к каждому занятию.

Логопедические занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.

Организация небольших (от 3-4 до 5-6 человек) подобранных групп (по характеру и тяжести нарушения, по возрасту, по интеллекту) дает больше возможностей для проведения различных игр и упражнений, для воспитательного и психотерапевтического воздействия как на наиболее робких и застенчивых, так и на расторможенных и негативных.

Для успешного ведения работы в группе (дошкольников, школьников разных классов) должна быть дисциплина, что лучше всего обеспечивается четким продуманным планом работы всей группы и индивидуальных требований для всех, входящих в группу.

Групповая работа не исключает и необходимости индивидуальной работы, которая ведется или временно (как подготовка наиболее тяжелых детей к работе в группе), или параллельно (в дополнение к работе в группе отдельных детей), или целиком (если у логопеда нет соответствующей группы).

Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.

В логопедии разработаны специальные методы преодоления различных дефектов речи.

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок9), настольные игры (типа лото, домино Кто быстрее), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники для разных классов), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы.

Выбор пособия и способ пользования им определяются целевой установкой его применения одно и то же пособие может быть использовано как в целях обследования, так и в целях упражнения, создания тех или иных навыков.

К специальным пособиям относится логопедическое зеркало, в котором занимающийся может видеть одновременно лицо логопеда и свое.

4 Логопедические занятия в начальной школе

Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные направления работы:

· Коррекция произношения

· Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова

· Обогащение лексического запаса

· Овладение грамматическими категориями

· Развитие связной речи

· Коррекция произношения:

· Артикуляционный массаж

· Артикуляционная гимнастика

· Постановка звука

· Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах

· Дифференциация смешиваемых звуков

Развитие навыков звукового анализа:

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.

Слоговой анализ:

Тесно связана со звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.

Словарная работа:

Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.

Развитие грамматического строя речи:

Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:

· учить детей правильно строить простые и сложные предложения,

· наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,

· распространять предложениями второстепенными и однородными членами.

В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

Развитие связной речи:

Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.

Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:

Все виды работ, описанные выше, направлены на предупреждение и исправление ошибок письма и чтения, но в работе используются и специфические логопедические упражнения. Например, работа со слоговыми таблицами различной сложности, чтение с рамкой, чтение с повтором, чтение «елочкой», составление слов из букв разрезной азбуки, вставление нужной буквы, исправление ошибок в тексте и др.

Развитие зрительно-моторной координации:

Очень важный этап коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико – пространственным признакам букв.

Связь логопеда с родителями

Индивидуальные консультации (показ упражнений артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, приемов логопедического массажа, обсуждение динамики коррекционной работы)

Занятия с детьми (просмотр и обсуждение индивидуальных и подгрупповых занятий)

Домашние задания (артикуляционная гимнастика, закрепление правильного произношения в слогах, слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах)

5 Основные направления деятельности студента-практиканта

Конспект открытого урока Звук Р

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы :рыба. роза, рама.

3. Артикуляционная гимнастика:

1) почистить верхние зубы ( губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна).

2) Маляр ( улыбнуться, погладить кончиком языка нёбо вперёд-назад).

3) Лошадки.

4) Грибок.

5) Вкусное варенье + ковш.

6) Индюк.

7) Барабанщики ( улыбнуться, постучать кончиком языка за верхними зубами – д –д- д, ускоряя темп.

4) Развитие фонематического слуха .Выделение слов со звуком Р: роща, мир, мыло, пол, крыша, трава, слава, дверь, дверца.

5) Добавь слог :ра-ра-ра начинается иг(Ра).

Ры-ры-ры у нас новые ша(Ры).

Ро-ро-ро у нас новое вед(Ро).

Ру-ру-ру продолжаем мы иг(Ру).

Ар-ар-ар кипит наш само(Вар).

Ар- ар- ар созрел красный поми(Дор).

6) Описание артикуляции Зв. Р.

Фото речевого профиля

кончик языка вибрирует у

Автомобиль -р-р-р .

Дру-труд-трава,трос-тропка-тройка, дробь-дрозд-дрова

Друго-дружить-вдруг, драма-драка-театр.

12) Название предметных картинок.

13) Итог занятия.

ПРАКТИКА НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

для специальности

050715 Логопедия с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика

ВВЕДЕНИЕ

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дисциплина Практика на логопункте при общеобразовательной школе для специальности логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика согласно образовательному стандарту относится к дисциплинам предметной подготовки. Студенты проходят практику в 9-ом семестре на базе МОУ в течении пяти недель.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

1. Обеспечить практическую профессиональную подготовку студентов к осуществлению учебно-воспитательной коррекционной работы со школьниками, имеющими нарушения речи.

2. Применить на практике систему знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения на кафедре логопедии и олигофренопедагогики, позволяющих учесть в целенаправленном педагогическом процессе различные нарушения речи, психофизические нарушения в развитии детей и в определенной степени преодолеть эти нарушения, создать условия для гармоничного развития ребенка.

3. Проводить научно-исследовательскую работу в рамках курсовых и дипломных работ.

4. Сформировать у студентов интерес к использованию психолого-педагогических знаний в процессе обучения и воспитания школьников с нарушениями речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения практики на логопункте студенты должны:

1. Разработать последовательный цикл коррекционных занятий с соблюдением принципов: систематичности, последовательности, учета возраста, деятельности, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности, доступности, постепенного усложнения материала, использования игровой деятельности в устранении дефекта и др.

2. Представить конспекты серии занятий по коррекции речевых нарушений и наглядные пособия, используемые в ходе их проведения.

3. Вписать в документ по педагогической практике названия тем по коррекционно-развивающим занятиям.

4. Представить краткий письменный отчет о проделанной работе.

5. Провести коррекционно-развивающие занятия с детьми-логопатами по разработанным конспектам, используя современные подходы к проведению занятий.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ ООП

Практика на логопопункте при общеобразовательной школе связана с учебными дисциплинами: логопедия, общая психология, педагогическая психология, методика проведения педагогических исследований, лингвистика, специальная методика русского языка и развития речи, культура речи.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРАКТИКИ

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ЛОГОПУНКТА МОУ

Раннее распознавание речевого дефекта и его ранняя коррекция имеют особо важное значение в области дефектологии. Специальное обучение и воспитание коррегируют нарушения в развитии речи и тем самым предупреждают затруднения при обучении в школе. При выраженных нарушениях речи ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми-логопатами приводит к значительной компенсации и коррекции дефекта.

1. Комплектование групп для детей с нарушениями речи, противопоказания к зачислению в эти группы.

2. Особенности работы логопеда в группах для детей с нарушениями речи.

3. Взаимодействие в коррекционной работе логопеда, учителя, музыкального руководителя, физкультурного руководителя, психолога, медицинских работников по преодолению нарушений в развитии школьника.

4. Обследование детей логопедом, анализ речевых карт, анализ письменных работ, анализ медицинских карт.

5. Требования к созданию условий проведения коррекционно-воспитательной работы в группах для детей с нарушениями речи. Документация логопеда.

6. Просмотр и анализ оснащения и оборудования логопедических кабинетов.

ЗНАТЬ: содержание, методы, формы организации и средства осуществления коррекционно-педагогической работы в ходе обучения и воспитания детей с различными функциональными нарушениями (нарушениями речи).

ВЛАДЕТЬ: знаниями и умениями проведения психолого-педагогической диагностики.

ЗАДАНИЕ:

1. Представить конкретный теоретический материал по взаимодействию в коррекционной работе логопеда, и других работников школы.

2. Познакомиться с оснащением и оборудованием логопедического кабинета, проанализировать целесообразность и достаточность объема оснащения и оборудования.

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1. Программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Основные принципы, разделы. Специфика работы логопеда по данной программе: режим, сетка занятий, планирование фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, имеющими ФФН.

2. Программа для детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Специфика работы логопеда по данной программе: режим, сетка занятий, планирование всех видов работ. Коррекционная направленность занятий.

3. Программа для детей, страдающих заиканием. Основные принципы, разделы, требования к работе логопеда.

ЗНАТЬ: содержание, методы, формы организации и средства осуществления коррекционно-педагогической работы в ходе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

УМЕТЬ: моделировать и осуществлять коррекционно-педагогическую работу в ходе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

ЗАДАНИЕ:

1. Познакомиться с мастерством лучших логопедов.

2. Разработать, сделать конспекты, провести последовательный цикл коррекционных занятий логопеда (5 – 6 шт.) по одной теме в соответствии с программными требованиями, изготовить наглядные пособия, используемые в ходе проведения этих занятий.

ТЕМА: СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

1. Звукопроизношение. Методика работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедической группе. Подготовка к постановке звуков. Динамические подготовительные упражнения. Развитие слухового восприятия и внимания. Устранение недостатков произношения нарушенных звуков. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Цели, задачи, содержание и проведение разных видов занятий по формированию звукопроизношения.

2. Обучение грамоте. Методика работы по обучению грамоте на материале звуков, правильно произносимых детьми. Развитие зрительного, слухового и кинестетического восприятия детей. Звуковой анализ и синтез слов. Подготовка к обучению чтению и письму. Чтение, письмо печатными буквами с соблюдением правил правописания (списывание, письмо под диктовку букв, слогов, слов, простых предложений). Профилактика дисграфий, дислексий. Цели, задачи, содержание и проведение занятий по обучению грамоте.

3. Формирование грамматически правильной речи. Методика работы по активизации и уточнению словаря, усвоению лексических и грамматических средств языка у детей с нарушениями речи. Словарная работа. Цели, задачи, содержание занятий.

4. Формирование связной речи. Методика работы по формированию, совершенствованию и развитию связной речи. Роль и значение предварительной работы. Цели, задачи, содержание занятий по формированию связной речи.

ЗНАТЬ: актуальные проблемы в развитии связной речи детей структуру и последовательность осуществления коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

УМЕТЬ: планировать и анализировать коррекционно-педагогическую работу, составлять конспекты занятий.

ЗАДАНИЕ:

1. Познакомиться с опытом работы лучших логопедов.

2. Разработать, сделать конспекты, провести последовательный цикл занятий логопеда (5 – 6 шт.) по одной из тем.

3. Изготовить пособия, дидактический демонстрационный и раздаточный материал, используемый в ходе занятий.

4. Подобрать и изготовить картотеку игр, используемых в коррекционной работе по развитию и совершенствованию связной речи.

ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Изучить специфику психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

Изучить особенности личностного и социального развития детей с речевой патологией.

Определить перспективы развития детей с речевыми нарушениями (ОНР, дизартрия, заикание, ринолалия) и эффективные средства воспитания и образования.

ЗНАТЬ: методику развития неречевых процессов, методы психотерапии.

УМЕТЬ: вести работу по коррекции и развитию неречевых процессов, используя игровую деятельность во всех занятиях логопеда, учителя, музыкального и физкультурного руководителей.

ЗАДАНИЕ:

1. Подобрать пособия и игры, направленные на коррекцию и развитие неречевых процессов

2. Разработать цикл индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий по развитию неречевых процессов по одной теме

3. Сделать конспекты и провести разработанный цикл занятий логопеда

4. Создать и представить картотеку игр, направленных на развитие неречевых психических процессов.

ТЕМА: РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Изучить условия жизнедеятельности детей с нарушениями речи (социально-бытовые условия, окружение ребенка, его интересы, запросы, коммуникабельность и др.)

Организовать и провести коррекционно-педагогическую работу в семье.

ЗНАТЬ: психологию семейного воспитания формы, методы и содержание консультативной работы с родителями по оказанию помощи в организации и проведении определенной коррекционной работы в семье.

УМЕТЬ: использовать медико-психолого-педагогические рекомендации применительно к семейному воспитанию детей (через родителей)

ПРАКТИКА НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ЗАДАНИЕ:

1. Провести консультативный прием родителей, сделать конспекты, проанализировать.

2. Составить план родительских собраний (начало, середина, конец года) с проведением коррекционно-педагогического фронтального занятия (середина и конец года) логопеда.

3. Провести родительское собрание и открытое занятий логопеда.

4. Изготовить пособия, используемые в ходе занятия.

В ходе прохождения практики студент должен:

1. Провести и составить конспекты 5 групповых, 4 фронтальных, 5 индивидуальных занятий (приложение 2).

2. Провести комплексное речевое обследование 5 детей с различными видами речевых нарушений и заполнить речевые карты (приложение 4).

3. Изготовить 2 наглядных пособия для коррекции нарушений чтения и письма.

4. Составить дневник педагогической практики (приложение 1).

5. Представить отчет педагогической практики (приложение 5).

6. Проанализировать логопедические занятия, проведенные логопедом и студентами (приложение3).

Приложение 1

Образцы отчетной документации

Оформление дневника педагогической практики (примерный образец)

Титульный лист

Дневник педагогической практики студента ___ группы

Индивидуальный план работы на период педагогической практики

№ Содержание Сроки выполнения Отметка выполнения Примечания

3 страница

Фиксируется ежедневная работа.

Дата Основное содержание работы Время выполнения работы Оценка преподавателя (логопеда) Замечания, рекомендации

Конспект логопедического занятия, проведенного студенткой (ом) группы ___ психолого-педагогического факультета кафедры ЛО с учащимися ___ класса ___ школы

5. Ход занятия.

6. Подведение итогов занятия.

7. Использованная литература.

Примерный конспект логопедического занятия

Тема: Дифференциация Ш-Ж (в словах, слогах).

Задачи занятия: 1. Совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Ш-Ж.

2. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

3. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти, фонематического слуха.

Оборудование: буквы Ш, Ж, цифровой ряд, картинки, сигнальные карты, вырезки из газет.

Ход занятия: 1. Организационный момент: раздать картинки со звуками Ш, Ж. Сядут дети, в словах которых есть звуки Ш, Ж, назвать слова, определить место звука в слове.

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах Ш и Ж.

- сравним их по артикуляции (чем похожи и в чем различие)

- соотнесем звуки с буквами Ш-Ж Найти в вырезке из газет буквы Ш-Ж и обвести их кружком.

3. Тренировочные задания:

- Слоговые таблицы (читаем таблицы по-разному)

ша – жа

ши – жи

- Устно: поднять соответствующую букву.

Жаворонок, порошок, полушубок, прожил, пришить, макушка, мужество, прошумел, сложение, инженер.

- Письменно: записать в две колонки слова на Ш-Ж.

Кружил, груши, жаба, ждать, калоши, шуба, слушать.

4. Устно: определить место звука в слове (по цифровому ряду).

Ж – ножницы (3), жажда, жжет, жижа, важный, оружие, желток, вежливо, бережек.

Ш – шашка, шалаш, шуршит, шуршать, шалунишка, шелушить, нарушаешь, крошить, шепчешь.

5. Физкультминутка.

6. Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы Ш-Ж (или слоги ЖИ, ШИ) на доске или карточках.

Скажи, напиши, покажи, расскажи, докажи, шипеть, сложить, сушить, крошить, кружить, машина, пружина, горошина, вершина, старшина, жираф, шинель, ширина, жилет.

Это можно сделать как соревнование, вызывая учеников к доске. Затем взаимопроверка.

7. Разделить слова на слоги на картинках (по 3-4 карточки):

- в одну сторону отложить двухсложные, а в другую трехсложные

- записать только двухсложные слова (примерный перечень картинок: желудь, шапка, лягушка, жаба, пирожное, груша, жасмин, баклажан, машина, шина, этажи, галоши, крыжовник)

8. Подведение итогов занятия.

Приложение 3.

Анализ логопедического занятия

При анализе занятий необходимо учитывать следующие критерии:

1. Четкость темы и цели занятия:

- постановка проблемных вопросов и заданий к теме занятия

- конкретность их реализации на каждом этапе занятия

2. Логико-методическая структура плана с четко выраженной этапностью.

3. Оценивается подбор наглядного материала для занятия:

- дозировка наглядности на каждом этапе

- дидактическая обусловленность (с какой целью был использован дидактический материал в ходе занятия)

- разнообразие наглядности

- размеры наглядности для индивидуальной и фронтальной работы.

4. Организация занятия:

- был ли организационный момент

- поведение детей на занятии: активность, заинтересованность, живость проведения занятия, сосредоточенность

- речь детей, реакция на ошибки самого ребенка, других детей, педагога

- виды помощи педагога при затруднении детей

- речь педагога (ее количество, темп, эмоциональность, адекватность использования специфических терминов, их разъяснения).

5. Степень энергоемкости занятия:

- насыщенность новой информацией, степень содержательности отобранного материала

- работа по расширению кругозора детей.

Приложение 4.

Дата зачисления на логопункт

Откуда прибыл

Посещал ли раньше логопедические занятия

Анамнез речевой - первые слова

- фразовая речь речевое окружение

Источники:
www.twirpx.com, onus.sbornik.sman1-mgl.sch.id, kenis.ru, www.bestreferat.ru, logopediya.com

Следующие документы


  • 27 декабря 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Недавно добавленные материалы:

    Как заполнить документы на субсидию

    До 15 апреля и до 1 ноября этого года, предприятия, которые предоставляют услуги по газоснабжению, электроснабжению и

    Какая помощь положена молодой семье на строительство дома?

    1. Решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.2. На основании решения о предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти

    Комментарий к Указу № 322 О предоставлении безналичных жилищных субсидий

    29 августа 2016 годаПрезидент Беларуси Александр Лукашенко 29 августа подписал Указ № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».Документом предусматривается внедрение

    Конкурсный отбор по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям

    Министерство экономического развития Республики Ингушетия объявляет прием документов с 19 по 30 октября 2015 года, для участия

    Как получить жилищные субсидии на приобретение жилья военнослужащим

    Новости по тематикеСогласно федеральному закону «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ в редакции от 14.12.2015, государство берет на себя дополнительную ответственность за

    Как получить жилищную субсидию военнослужащему?

    Проблема обеспечения жильем защитников родины всегда стояла остро. Раньше она решалась составлением квартирных очередей, выделением ведомственных