Главная » Земельный участок

Исковое заявление об изменении кадастровой стоимости образец


Дата применения кадастровой стоимости

Дата применения кадастровой стоимости. С какого периода применяется пересмотренная кадастровая стоимость

Если гражданин не согласен с кадастровой стоимостью земли, из которой происходит вычисление процентной ставки арендной платы, может ли он обратиться в суд с оспариванием кадастровой стоимости? В действующем законодательстве не содержится конкретного ответа на данный вопрос. По-прежнему за гражданином сохраняется право обратиться в суд с требованием, по обоснованности применения кадастровой стоимости в ситуации с арендной платой.

Позиция судов по пересмотру кадастровой стоимости

Не так давно в материалах судебной практики было отмечено, о возможности отнесения арендатора к таким заинтересованным лицам, а также некоторых других не собственников и указал, что этот перечень является открытым. Но воспримут ли такое широкое толкование и суды общей юрисдикции, пока не ясно.

Вопрос о ретроспективной силе рыночной стоимости возник давно – сразу после того, как Президиум ВАС РФ в порядке надзора подтвердил саму возможность требовать по суду закрепления кадастровой стоимости участка земли в соотношении с его рыночной стоимостью.

Суть этого вопроса в том, можно ли применять утвержденную судом новую рыночную стоимость (которая, как правило, значительно меньше изначальной кадастровой стоимости) к прежним периодам? Положительный ответ на этот вопрос позволил бы компаниям-собственникам требовать назад переплату по налогу на имущество или земельному налогу, а компаниям-арендаторам – переплату по арендной плате, размер которой привязан к кадастровой стоимости.

Выводы в судебной практике по пересмотру кадастровой стоимости

Суды арбитражной юрисдикции пришли к общему выводу касательно того, что у новой кадастровой стоимости нет обратной силы. При этом суды ссылались на материалы имеющейся судебной практики по данному вопросу, хотя напрямую в нем вопрос о ретроспективности изменения кадастровой стоимости рассмотрен не был.

Так нижестоящие суды расценили вывод Президиума ВАС РФ о том, что при рассмотрении исковых требований по регламентации кадастровой стоимости в соотнесении с рыночной, вопрос достоверности изначального определения кадастровой стоимости не является предметом спора.

Если развивать этот вывод дальше, то получается, что установление судом новой кадастровой стоимости в размере рыночной не означает, что Росреестр должен был изначально установить кадастровую стоимость в таком размере и что он допустил ошибку.

Правда, многие специалисты всегда считали данную позицию некорректной, поскольку изменение кадастровой стоимости на рыночную стоимость как раз и является не чем иным, как способом устранения статистической ошибки. Значит, землепользователь должен иметь право устранить негативные последствия, которые повлекла для него эта ошибка.

Пересмотр кадастровой стоимости в последних изменениях законодательства РФ

В новых изменениях земельного законодательства данный вопрос был решен компромиссным способом. При условии внесения изменений в кадастровую стоимость участка по факту судебного решения, новая рыночная стоимость подлежит применению с того года, когда была возбуждена процедура о пересмотре кадастровой стоимости.

По сути, законодатель ввел частичную ретроспективность. Однако формулировка этой новой нормы не позволяет четко определить, о каком заявлении идет речь – о заявлении в комиссию или в суд. Решение этого вопроса имеет принципиальное значение.

Например, если заявление в комиссию будет подано в 2014 году, а обращение в суд в связи с отказным решением комиссии состоится уже в 2015 году, то компании важно понимать, с 1 января какого года она может применять новую кадастровую стоимость, установленную судом, – с начала 2014 года или 2015 года. Остается ждать примеров судебного толкования этой нормы.

При условии внесения исправлений по причине технической ошибки в данных о величине кадастровой стоимости новые сведения подлежат применению полностью ретроспективно – с даты, когда в государственный кадастр недвижимости были внесены ошибочные сведения.

О снижении кадастровой стоимости земельного участка

Дата написания: 2013-07-30

В последнее время в судебной практике появилась относительно новая категория дел - снижение кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости этого земельного участка. Насколько это актуально сегодня. Правомерно ли вообще собственникам земельных участков обращаться в суд с таким иском. Ведь уменьшение собственником кадастровой стоимости земельного участка, в большинстве своем, в глазах государства зло. Вопрос далеко не тривиален и на сегодня достаточно судебной практики неоднозначной и порой противоречивой. Дело в том, что в этом вопросе, как часто это бывает, происходит столкновение интересов. Это и собственники земельных участков, которые одновременно являются плательщиками земельного налога, это и местные власти которые пополняют свой бюджет посредством земельного налога, который напрямую зависит от кадастровой стоимости земельных участков. Одни желают исчислять налог как можно меньше, справедливо полагая, что бремя которое несет собственник должно быть посильно ему. Другие напротив же желают иметь налоговые платежи как можно выше, как правило, не сильно заботясь о посильности бремени собственников.

Кто прав? На чьей стороне закон и здравый смысл? Где проходит та золотая середина, которая устроила бы все стороны. Исходя из анализа сложившейся практики, а также правовой природы такого объекта как земельный участок, могу с полной ответственностью сказать, что такой середины нет. Если быть точнее - нет для "всех земельных участков в целом", но есть для каждого в отдельности. Земельный участок представляет собой имущество, которое всегда индивидуализировано, со своим набором технических, правовых и экономических данных, нет двух одинаковых кадастровых номеров, соответственно и оценка его стоимости должна быть индивидуальна.

Напротив методика расчета кадастровой стоимости носит массовый характер, без учета индивидуальных признаков объекта недвижимости (нечто вроде "средней температуры по больнице").

Вот и получается, что где то для ряда земельных участков кадастровая стоимость превышает рыночные цены, а где то она занижена. Но это в теории, на практике же, в большинстве своем наблюдается завышение. Порой это расхождение превышает в разы.

Если обратимся в этом вопросе к законодательным актам то получим следующее:

С одной стороны есть п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Как следует из вышеуказанной нормы все достаточно прозрачно - земельный налог, в том числе его налоговая база должны иметь реальное экономическое основание, произвольные данные недопустимы.

С другой стороны согласно ст. 391 НК РФ

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Но как известно методика расчета кадастровой стоимости основана на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Она не учитывает индивидуальные особенности конкретного земельного участка. А индивидуальные особенности конкретного объекта недвижимости в конечном счете могут сильно изменить его экономическую ценность в любую сторону.

Понимая эту проблему законодатель не раз пытался найти выход из сложившийся ситуации. И вот спустя девять лет были внесены изменения в Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ). Теперь согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С этого момента официально установлен приоритет рыночной стоимости земельного участка над его кадастровой. Прекрасно, но на практике применение этой нормы оказалось затруднительным. В правоприменении была чехарда по поводу понимания способа защиты в суде и ряда других моментов. И только во второй половине 2011 года вопрос стал более менее проясняться. С момента появления Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 у собственников появилась реальная возможность снижения кадастровой стоимости своих земельных участков определив их равными рыночной стоимости.

То что кадастровые стоимости земельных участков в подавляющем большинстве превосходят их рыночные стоимости легко выявляется

Достаточно обратить внимание на совершаемые сделки по земельным участкам с участием государственных и местных властей. Суммы сделок, как по выкупу земельных участков у частных лиц, так и по продаже земельных участков с торгов, почти во всех случаях меньше их кадастровых стоимостей.

Спрашивается почему? Если кадастровая стоимость отражает реальную рыночную стоимость, тогда на каком основании распродается государственная собственность по заниженным ценам? Или почему выкуп земельных участков у частных лиц не осуществляется по кадастровой стоимости? Да потому что она давно уже оторвалась от реалий и не равна в большинстве случаев реальной рыночной стоимости. Она выполняет лишь служебную функцию - формирует налоговую базу.Благо теперь эти два показателя (кадастровая и рыночная стоимости) можно привести к одному значению.

Порядок снижения кадастровой стоимости земельного участка можно осуществить двумя способами: в судебном и административном порядке.

Общая схема снижения кадастровой стоимости в судебном порядке такова

  1. Определение независимым оценщиком рыночной стоимости земельного участка
  2. Получение положительного заключения эксперта СРО на отчет независимого оценщика
  3. Подача искового заявления
  4. Проведение судебной экспертизы (в случае необходимости)
  5. Внесение сведений в ГКН о рыночной стоимости земельного участка

Первым делом необходимо определить рыночную стоимость земельного участка на дату установления кадастровой стоимости для него. Для этого обращаются к институту независимых оценщиков. Независимого оценщика следует выбирать очень тщательно, идеальный вариант - по рекомендациям. Ведь от грамотности и профессионализма оценщика в какой то степени будет зависеть судьба всего судебного процесса. Определить рыночную стоимость возможно различными методами, но, как правило, используют сравнительным метод, его оспорить сложнее. Результаты работы оценщика оформляются в форме отчета, который он (в случае заказа) отправляет в свое СРО (Саморегулируема организация оценщиков).

После прохождения экспертизы СРО отчет независимого оценщика по определению рыночной стоимости можно считать достаточно надежным доказательством в суде. Чтобы его оспорить нужны будут очень существенные основания.

Далее подаем в суд исковое заявление о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, прилагаем к нему отчет и положительное экспертное заключение на него.

В судебном разбирательстве, как правило, если все сделано правильно, суд на основании представленных доказательств (отчета об установлении рыночной стоимости и положительного заключения эксперта на этот отчет) выносит решение об удовлетворении исковых требований. Но если есть основание не доверять отчету и экспертизе, т.е. будут найдены существенные нарушения (ошибки) в этих документах, или иные основания, суд по собственной инициативе или и по инициативе одной из сторон может назначить судебную экспертизу.

Вместе с тем бывают случаи, когда и без существенных оснований суд все-таки назначает экспертизу. Полагаю это процессуальным нарушением, но тем неменее такое случается, и что печальнее всего, иногда это поддерживают и вышестоящие суды. Однако это не должно смущать и вводить в заблуждение, правовая позиция в судебном разбирательстве должна быть ясной и однозначной. Показательным судебным решением в этом вопросе является, например,

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № A65-6218/2013

В данном деле судом правомерно было указано на заведомо необоснованное ходатайство о назначении судебной экспертизы, более того, суд указал и причины, когда такая экспертиза могла бы быть назначена. В судебном процессе никогда нельзя терять бдительности и если судебная экспертиза все-таки будет назначена судом даже при наличии нормальных отчета и экспертизы СРО, желательно чтобы это было осуществлено на основании вашего ходатайства.

Здесь необходимо отметить, если все-таки экспертиза будет проведена, следует тщательно изучить заключение эксперта. Оно может и не соответствовать действующим требованиям ни по форме, ни по содержанию, особенно если экспертиза проводилась по ходатайству ответчика или третьих лиц в так называемом "карманном" экспертном учреждении. Интересна и показательна в этом отношении судебная практика. Например,

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2013 по делу № A65-2982/2013

При наличии веских оснований, например, сделанные экспертом выводы противоречат выбранной методологии, может быть заявлено ходатайство о проведении повторной экспертизы.

После удовлетворения исковых требований ждем вступления в силу решение суда. Далее вступившее в законную силу решение отправляется с заявлением в учреждение уполномоченное на ведение государственного кадастра недвижимости.

Хотя конечно уполномоченное учреждение на ведение государственного кадастра недвижимости обязано внести изменение в реестр без всякого заявления, на основании решения суда, но тем не менее в некоторых регионах просят в дополнение к решению суда написать заявление.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка в административном порядке несколько отличается от судебного. Здесь собственнику необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки предусмотрен главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее ФЗ-135).

Так согласно ст. 24.19 ФЗ-135

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт объекта недвижимости
  2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости
  3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений
  4. Отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости
  5. Положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет

На мой взгляд, судебный порядок снижения кадастровой стоимости более предпочтителен. Судебное разбирательство, как известно, основано на равноправии сторон, а значит есть возможность влиять на исход дела.

Административный порядок, также имеет свои плюсы, он, как правило, менее затратный.

Справедливости ради необходимо отметить, к какому бы методу Вы не склонялись в своем предпочтении, снижение кадастровой стоимости все-таки необходимо начинать с изучения специфики региона в котором находится данный земельный участок. Это первое что необходимо сделать, а далее уже на основании проведенного анализа принимать решение о целесообразности выбора той или иной стратегии.

Мильгром В.Р.

юрист на сайте Галимов Р.Р.

юрист на сайте Плетнёв Ю.В.

юрист на сайте Искендеров Э.Э.

юрист на сайте Магола В.О.

юрист на сайте Атрошенков А.В.

юрист на сайте Юридический консалтинг Of.ru

юрист на сайте Дюваль К.М.

юрист на сайте Тимошенко А.Д.

юрист на сайте Втюрин Л.С.

юрист на сайте Володина А.В.

юрист на сайте Кадушкина Р.В.

юрист на сайте Марков К.Н.

юрист на сайте

Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 27 юристов.

Какой у Вас вопрос?

Исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земли

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

1. Истец. на основании ___________________________________________ от ______________ №__________ приобрел в собственность земельный участок кадастровый номер 34:34:030108:176. площадью 1514 кв.м. расположенный по адресу: ----------------------------------------------, на котором расположена принадлежащая ему производственная база.

Учитывая, что истец явля ется собственн иком данного земельного участка, он является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст. 390 НК РФ, для земельного налога, налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков.

В настоящее время, кадастровая стоимость принадлежа щего истцу земельного участка определенная на основании постановления ------------------------------------------------------------- по состоянию на 01.01.10, составляет 2 382 612,08 рублей. Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости.

В то же время, согласно заключению оценщика ИП _____________ от ________ №_______. рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 34:34:030108:176 по состоянию на 01.01.10, то есть на дату проведения кадастровой оценки, составляет 973 502 рубля. что ниже его кадастровой стоимости, утвержденной вышеуказанным постановлением ---------------------------------------- более чем в два раза.

Таким образом, кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка, определенная на 01.01.10, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, так как ведет к необоснованному увеличению размера земельного налога за принадлежащий ему земельный участок.

2. Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса действует в редакции Федерального закон а от 22.07.2010 №167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон №167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, государственная кадастровая оценка, в том числе земель городских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей на момент проведения оценки), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Кроме того, согласно п. 3 действующего в настоящее время федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО №4), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 №508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям (как действующее на момент проведения оценки, так и действующее в настоящее время), не только не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, но и прямо предусматривает такую возможность. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

3. Законом №167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон №135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения и положения которой вступили в силу лишь в сентябре 2010 года.

Согласно частям 1 и 2 ст. 5 Закона №167, его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона, проводится в соответствии с правилами. установленными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, нормы Закона №135-ФЗ в редакции Закона №167-ФЗ устанавливающие специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения на правоотношения по установлению кадастровой стоимости арендуемого истцами земельного участка не распространяются, следовательно истец воспользоваться механизмом Закона №167-ФЗ не может.

В то же время, согласно п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 №316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

В письме Минэкономразвития РФ от 03.05.2011 №Д06-2345, также говорится о возможности оспаривания в суде кадастровой стоимости земельного участка, при этом одним из оснований такого оспаривания может являться установление его рыночной стоимости.

Таким образом, единственным способом защиты нарушенного права для истца в данном случае, является обращение в суд.

В связи с изменениями, которые произошли в последнее время в законодательстве Украины, Национальный банк Украины привел в соответствие. Вся новость

исковое заявление об изменении кадастровой стоимости образец

Стала известна дата проведения XII внеочередного Съезда судей Украины. Как сообщает корреспондент «ЮП». Вся новость

исковое заявление об изменении кадастровой стоимости образец

Льготная пенсия по возрасту, проживание в УкраинеРодственница (56 лет) последние 20 лет живет на Украине, до этого жила на. Вся новость

Исковое заявление об изменении размера алиментов

Источники:
sud-isk.ru, vnedogovora.com, www.9111.ru, advokat07.ru, pozovsud.com.ua

Следующие документы


16 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения

Недавно добавленные материалы:

Как заполнить документы на субсидию

До 15 апреля и до 1 ноября этого года, предприятия, которые предоставляют услуги по газоснабжению, электроснабжению и

Какая помощь положена молодой семье на строительство дома?

1. Решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.2. На основании решения о предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти

Комментарий к Указу № 322 О предоставлении безналичных жилищных субсидий

29 августа 2016 годаПрезидент Беларуси Александр Лукашенко 29 августа подписал Указ № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».Документом предусматривается внедрение

Конкурсный отбор по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям

Министерство экономического развития Республики Ингушетия объявляет прием документов с 19 по 30 октября 2015 года, для участия

Как получить жилищные субсидии на приобретение жилья военнослужащим

Новости по тематикеСогласно федеральному закону «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ в редакции от 14.12.2015, государство берет на себя дополнительную ответственность за

Как получить жилищную субсидию военнослужащему?

Проблема обеспечения жильем защитников родины всегда стояла остро. Раньше она решалась составлением квартирных очередей, выделением ведомственных