Главная » Нормативные правовые акты

Образец протокола рассмотрения жалобы


Жалобы, претензии. Типовой порядок, регламент рассмотрения. Положение. Образец, пример, шаблон, форма, текст, скачать.

Утверждено приказом

генерального директора

N _________ от ___________

Регламент. Положение о рассмотрении запросов, обращений, жалоб и претензий

Цели и задачи регламента

Настоящий регламент направлен на повышение информированности потребителей и качества оказания услуг (производства и реализации товаров), оперативное разрешение споров с потребителями, поддержание положительного имиджа компании (организации). Компания (организация) заинтересована в качественном информировании потребителей и в том, чтобы все спорные ситуации разрешались в кратчайшие сроки с максимальным учетом интересов потребителей.

Регламент устанавливает порядок приема запросов, обращений, жалоб и претензий, их рассмотрения, принятия мер и формирования ответов.

В целях настоящего положения под запросом или обращением понимается письменное обращение клиента с целью получения необходимой информации или принятия превентивных мер, внедрения улучшений и дополнительных услуг и возможностей.

В целях настоящего положения под жалобой или претензией понимается письменное обращение клиента, чьи законные интересы, по его мнению, ущемлены компанией (организацией).

Порядок приема запросов, жалоб и претензий

Компания (организация) принимает запросы, жалобы и претензии в офисах, по почте и в электронном виде через официальный сайт, расположенный по адресу http://_________________. Адрес и расположение офисов, где можно подать жалобу (запрос), указаны на официальном сайте компании.

При подаче жалобы (запроса) лично в офисе компании (организации), подателю выдается копия титульного листа его заявления с отметкой о приеме, датой приема и входящим номером.

При подаче жалобы (запроса) или претензии по почте в адрес подателя, указанный в качестве обратного адреса на письме, направляется уведомление о приеме жалобы к рассмотрению с указанием даты приема и входящего номера. Заявления без обратного адреса не регистрируются и не рассматриваются.

Податель жалобы (запроса) по почте должен проконтролировать получение уведомления о приеме. Неполучение такого уведомления может означать, что заявление не поступило в компанию (организацию). В этом случае необходимо направить запрос повторно.

При подаче жалобы (запроса) или претензии в электронном виде на официальном сайте компании (организации) податель должен указать действительный адрес электронной почты для ответа. На этот адрес направляется уведомление о приеме жалобы к рассмотрению с указанием даты приема и входящего номера. Неполучение уведомления может означать, что заявление не поступило в компанию (организацию). В этом случае необходимо направить жалобу повторно.

В жалобе (запросе) должна быть изложена по возможности вся необходимая информация для принятия решения. Если жалоба (запрос) подается повторно, необходимо указать дату и номер первой жалобы (запроса). В заявлении обязательно необходимо указать способ связи с подателем (телефон, электронный адрес, способ отправки ответа на запрос (жалобу)).

Ответы на запросы (жалобы) могут направляться компаний (организацией) следующими способами: по электронной почте, по почте, выдаваться лично в офисах по компании (организации). Для получения ответа одним из этих способов, податель должен указать нужный способ. В случае получения ответа по электронной почте необходимо указать действующий адрес электронной почты. В случае получения ответа по почте - почтовый адрес с почтовым индексом. В случае получения ответа в офисе, необходимо указать адрес офиса, куда должен быть передан ответ.

Подателю жалобы (запроса) рекомендуем сохранять входящий номер для упрощения последующего взаимодействия.

Для учета запросов, жалоб и претензий ведется 'журнал учета запросов, жалоб и претензий'. Все принятые запросы, жалобы и претензии вне зависимости от способа получения заносятся в этот журнал. В журнале отражаются следующие данные: дата поступления, входящий номер, форма поступления, наименование / ФИО подателя, номер предыдущей жалобы (запроса) (если подается повторно), дата и исходящий номер ответа, сотрудник, подготовивший ответ, форма передачи ответа.

Копии всех запросов, обращений, жалоб и претензий, документы по их рассмотрению, ответы помещаются в архив и хранятся там 10 лет

Все жалобы (запросы) и претензии, их копии, документы по их рассмотрению, ответы являются конфиденциальными с Категорией Б.

Порядок рассмотрения запросов, обращений, жалоб и претензий

Все входящие запросы, обращения, жалобы и претензии поступают в секретариат. Секретариат передает их в профильные подразделения.

Ответственный сотрудник, к которому поступил запрос, рассматривает его.

Если он полагает, что запрос, обращение или жалоба должны быть удовлетворены и имеет полномочия для принятия соответствующего решения, то он принимает решение, готовит ответ клиенту и передает ответ в секретариат для регистрации и передачи заявителю.

Если ответственный сотрудник полагает, что запрос, обращение или жалоба должны быть удовлетворены, но не имеет полномочий для принятия соответствующего решения, то он готовит и направляет представление лицу, имеющему соответствующие полномочия. В представлении обязательно должно быть указано, что оно составлено в ответ на запрос клиента, дата и входящий номер.

Образец жалобы №3

Начальнику __________________________г. ХХХХХХ

_____________________________________________

от гр. ХХХХХХХХ Х.Х.

проживающему по адресу: пр. ХХХХХ, д.ХХ кв. ХХ

мобильный телефон: Х ХХХ ХХХ ХХ ХХ

Жалоба

на постановление по делу об административном правонарушении.

17.07.2009г ХХХХХХ. возбудил в отношении меня административное дело (протокол об административном правонарушении ХХХХХХХ и вынес постановление по делу об административном правонарушении ( ХХХХХХХ по Ст. 462.2 КоАП), в котором назначил административное взыскание, в виде административного штрафа, в размере 12970 тенге

При этом ИДП ХХХХХХХ изъял мое водительское удостоверение в качестве гарантии оплаты штрафа и выдал временное удостоверение. Протокол изъятия не составлялся, не были привлечены понятые, что является нарушением ст. 628 ч.1 КоАП РК.

Изъятие водительского удостоверения лишает меня возможности выехать из страны, так как временному удостоверению не пропустят даже через пограничные посты многих стран для въезда. Срок действия ВУ ограничен, по окончании которого придется, как то решать эту проблему либо, сократив срок выезда, либо возвращаться не на автомобиле для продления документа. Полагаю, что по этим основаниям ущемляются права в свободе передвижения, нарушается статья 21 ч.2 Конституции Республики Казахстан.

Считаю, что изъятие ВУ для обеспечения принятого по делу постановления в виде штрафа незаконно.

Данное постановление считаю незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

Постановление вынесено с нарушением принципов законодательства об административных правонарушениях и порядка рассмотрения дел, предусмотренных КоАП. Были нарушены права лица в отношении, которого ведется дело об административном нарушении. ИДП ХХХХХХ. не принял во внимание, что в процессе составления протокола, я заявил о том, что нуждаюсь в квалифицированной юридической помощи. Тем самым ИДП нарушил статью 13.3 Конституции РК, в которой говорится, что каждый гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также статью 23 КоАП под аналогичным содержанием.

Дело рассмотрено лицом, не имеющим на это необходимых полномочий.

В соответствии со Ст.639 КоАП РК, решение по делам в области безопасности дорожного движения может быть вынесено уполномоченным на то лицом на месте совершения административного правонарушения, без составления протокола об административном правонарушении, если лицо в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении признало факт правонарушения. Если же лицо оспаривает факт правонарушения, то в соответствии Ст. 639.3 должен быть составлен протокол об административном правонарушении. В соответствии со статьей 640 КоАП РК протокол в течении трех суток с момента составления направляется судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Однако ИДС ХХХХХХХ самовольно рассмотрел дело, без передачи его уполномоченному лицу.

При рассмотрении также были нарушены правила рассмотрения дел, установленными статьями 643,644,645,648,и 649 КоАП РК.

Так в соответствии статьи 643 должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела выясняет следующие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также оформлены иные материалы дела

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, а также обстоятельства, позволяющие не привлекать лицо к административной ответственности

5) имеются ли ходатайства и отводы

Ничего этого сделано не было.

В соответствии со Ст.9.4 КоАП РК нарушение закона судом, органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, признание недействительными принятых актов и их отмену.

В соответствии со Ст. 665 основаниями к отмене постановления по делу являются неправильное применение закона об административной ответственности, существенное нарушение процессуальных норм настоящего Кодекса.

В соответствии со Ст. 668.1 существенными нарушениями процессуальных норм признаются нарушения принципов и иных общих положений настоящего Кодекса при производстве по делу и его рассмотрении, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участвующих в деле лиц, несоблюдения процедуры производства по делу об административном правонарушении или иным путем помешали всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства дела, повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного постановления.

В связи с вышеизложенным, и на основании статей 655,656,665 КоАП РК и главы 26 ГПК,

Прошу:

1. Признать собранные доказательства по делу незаконными

Образец формы жалобы

для сообщений в соответствии с:

•        Факультативным протоколом к Международному пакту о

гражданских и политических правах

•        Конвенцией против пыток или

•        Конвенцией о ликвидации расовой дискриминации

Укажите, пожалуйста, на какую из вышеуказанных процедур вы ссылаетесь: 

Дата:  ..

I.        Информация об авторе жалобы:

Фамилия:   .                Имя (имена): 

Гражданство:  .  Дата и место рождения:  ..

Адрес для получения корреспонденции

в связи с этой жалобой:  ..

Сообщение представляется:

От имени автора:  ..

От имени другого лица:   .

[Если жалоба представляется от имени другого лица:]

Сообщите, пожалуйста, данные о личности этого другого лица:

Фамилия:   .                Имя (имена): 

Гражданство:  . Дата и место рождения:  ..

Адрес или нынешнее местонахождение:  

Если Вы действуете с ведома и согласия этого лица, представьте, пожалуйста, предоставленное этим лицом разрешение на подачу Вами этой жалобы: 

Или

Если   Вы  уполномочены   на  это,   пожалуйста   разъясните характер Ваших отношений с этим лицом:   .    и подробно укажите    причину,    по    которой    Вы    считаете    необходимым представлять эту жалобу от его или ее имени: 

П.      Затрагиваемое государство/нарушенные статьи

Название государства, которое либо является участником Факультативного протокола (если жалоба направлена в Комитет по правам человека), либо сделало соответствующее заявление (если речь идет о жалобах в Комитет против пыток или Комитет по ликвидации расовой дискриминации):

Статьи Пакта или Конвенции, которые, как предполагается, были нарушены:

III.     Исчерпание        внутренних         средств          правовой  защиты/применение других международных процедур

Меры, принятые предполагаемыми жертвами или от их имени для обеспечения правовой защиты в указываемом

государстве от предполагаемого нарушения - укажите подробно процедуры, которые были использованы, включая обращение в суды и другие государственные органы, какие заявления Вы делали, когда и каковы их результаты:   .

Если Вы не исчерпали эти средства правовой защиты на том основании, что их применение неоправданно

затягивается, что они не будут эффективными, что они не будут предоставлены Вам или по какой-либо иной причине,

пожалуйста, разъясните подробно Ваши доводы: 

Представляли ли Вы этот же вопрос на рассмотрение в соответствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например,  на рассмотрение Межамериканской комиссии по правам человека, Европейского суда по правам человека или Африканской комиссии по правам человека и народов)?  ..

Если да, подробно укажите, какие процедуры были использованы или используются, какие заявления вы

сделали, когда и каковы их результаты:   .

IV.     Изложенные в жалобе факты

Изложите подробно в хронологическом порядке факты и обстоятельства предполагаемых нарушений. Включите все вопросы, которые могут иметь отношение к оценке и рассмотрению Вашего конкретного дела. Пожалуйста, разъясните, каким образом, по Вашему мнению, изложенные факты и обстоятельства нарушают Ваши права:

Подпись автора:

[Пропуски в различных разделах данного образца сообщения указывают лишь на то, что Ваши ответы необходимы. Вы можете излагать свои ответы настолько подробно, насколько это необходимо.]

V.      Перечень    вспомогательных    документов    (копий,    не оригиналов, которые прилагаются к жалобе):

Письменное разрешение (если Вы представляете жалобу от имени другого лица и не разъясняете каким-либо иным образом отсутствие конкретного разрешения):

Решения внутренних судов и властей по Вашей жалобе (желательна также копия соответствующего национального

законодательства): 

Жалобы  и решения в  соответствии  с  какой-либо  другой процедурой международного расследования или урегулирования:

Любые документы или иные имеющиеся в Вашем распоряжении свидетельства, которые подтверждают изложенные

Вами в Части IV факты Вашей жалобы, и/или Ваши доводы о том, что изложенные факты представляют собой нарушение Ваших прав:  ..

Если Вы не приложили вышеуказанную информацию и ее потребуется запросить непосредственно у Вас или если сопутствующая документация не представлена на рабочих языках секретариата, на рассмотрение Вашей жалобы может потребоваться больше времени.

Какой срок рассмотрения поданного заявления?

Срок рассмотрения заявления граждан в милиции в первую очередь зависит от формы написания самого обращения или заявления, и порядка представления на регистрацию.

Относительно формы написания, то есть обычное заявление или жалоба написана в произвольной форме и типовой протокол заявления, в котором как правило заявляют о совершенном, или что планируется - преступлении. Подача заявления возможна, как дежурному по ОВД, так и в канцелярию.

Срок рассмотрения заявлений граждан в канцелярию милиции . В канцелярию возможна подача произвольно написанного заявления или обращения, присланного почтой, или поданные лично гражданами.

Обращение сразу регистрируются в книге обращений граждан, рассматривается в месячный срок. Есть и такие, которые требуют дополнительного изучения и проверки, но не более пятнадцати дней со дня получения. Тогда общий срок составит сорок пять суток. (Закон Украины «Об обращениях граждан», статьи 17, 20).

Если в заявлении речь идет о преступлении, то такое обращение требует немедленной перерегистрации в Единый реестр.

Срок рассмотрения протокола заявления принятого в прокуратуре или милиции. Прокурор, следователь или другое уполномоченное лицо (дежурный по ОВД, работник СОГ и т.д.) обязаны принять протокол заявления об уголовном правонарушении и отказ в принятии не допускается (ст. 214 ч.4 УПК Украины).

Принятое заявление или сообщение о совершенном уголовном проступке обязательно, на протяжении суток и не позднее, вносится в Единый реестр до судебных расследований, и начинается расследование уголовного производства (ст. 214 ч.1 УПК Украины).

До судебное расследование может длиться:

- на протяжении одного месяца со дня уведомления лица о подозрении в совершении им уголовного проступка

- в течение двухмесячного срока со дня уведомления лица о подозрении в совершении им преступления.

Также сроки до судебного расследования могут быть продлены, но при этом не могут превышать:

- двух месячного срока со дня уведомления лица о подозрении его в совершении уголовного проступка

- шести месяцев со дня уведомления лица о подозрении в совершении им небольшой или средней тяжести преступления

- двенадцати месячного срока, со дня уведомления лица о подозрении в совершении особо тяжкого или тяжкого преступления (ст. 219 УПК Украины).

Судебный порядок рассмотрения жалоб -4

Постановлением Центрального районного суда г. Твери от 6 декабря 2004 г.

удовлетворена жалоба подозреваемого Б. на действия (бездействие) следователя.

Бездействие следователя СО при ОВД Центрального района г. Твери по неисполнению

постановлений о назначении строительной, бухгалтерской экспертиз от 2 февраля 2004 г.

постановления об удовлетворении ходатайств Б. признаны незаконными. Также

незаконными признаны постановления о прекращении экспертиз от 22 июня 2004 г.

постановление о назначении экономической экспертизы от 22 июня 2004 г.

Судебная коллегия Тверского областного суда от 1 февраля 2005 г. Постановление

оставила без изменения.

Постановлением президиума Тверского областного суда от 22 апреля 2005 г.

состоявшиеся по материалу судебные постановления по надзорному представлению

первого заместителя прокурора Тверской области отменены, производство по жалобе Б.

на действия (бездействие) следователя прекращено.

В надзорной жалобе защитник Б. - адвокат Ц. поставил вопрос об отмене

Постановления президиума Тверского областного суда, мотивируя это тем, что суд

надзорной инстанции, нарушив положения ст. 405 УПК, допустил поворот к худшему, так

как отказал его подзащитному в удовлетворении ходатайств о проведении экспертиз.

СК ВС РФ, рассмотрев судебно-контрольное производство по жалобе защитника -

адвоката Ц. установила, что Постановление президиума Тверского областного суда от 22

апреля 2005 г. должно быть отменено, так как в нарушение ч. 2 ст. 63 УПК докладчиком

по материалу в суде надзорной инстанции был судья, председательствовавший в суде

кассационной инстанции.

Удовлетворяя надзорное представление первого заместителя прокурора Тульской

области, СК ВС РФ в Определении от 31 июля 2006 г. указала следующее.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК следователь уполномочен направлять ход

расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных

действий. К следственным действиям, вопреки доводам, содержащимся в возражениях на

надзорное представление, относится и производство экспертизы по уголовному делу.

Поскольку действия следователя, связанные с назначением и проведением экспертиз,

не могли быть предметом обжалования в порядке ст. 125 УПК, судебные решения

подлежат отмене, а производство по жалобе Б. - прекращению.

Правила ст. 405 УПК о недопустимости поворота к худшему при пересмотре

судебного решения в порядке надзора в данном случае не применяются, поскольку они

относятся исключительно к итоговым судебным решениям о виновности.

СК ВС РФ определила: Постановление президиума Тверского областного суда от 1

февраля 2005 г. Постановление Центрального районного суда г. Твери от 6 декабря 2004

г. и Кассационное определение судебной коллегии Тверского областного суда от 1

февраля 2005 г. отменить, производство по жалобе Б. - прекратить (см. Определение СК

ВКС РФ. 2002. N 4.

Если производство по новым или вновь открывшимся обстоятельствам не вышло за

рамки досудебного производства, то вполне естественно, что принятые на данном этапе

решения, произведенные действия (бездействие) - тоже предмет проверки в порядке,

предусмотренном ст. 125 УПК.

Не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК действия адвоката, поэтому суд,

получивший такую жалобу, возвращает ее письмом заявителю, с разъяснением наличия у

него права на принесение соответствующей жалобы в органы адвокатского сообщества.

Рекомендации по рассмотрению жалоб на постановление об отказе в возбуждении

уголовного дела, отказ в принятии заявления о преступлении, на постановление о

возбуждении уголовного дела. В случаях отсутствия оснований для возбуждения

уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе

в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию,

предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, допускается лишь в отношении конкретного лица

(ч. 1 ст. 148 УПК). Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление, о

чем письменно уведомляются лицо, предприятие, учреждение или общественная

организация, от которых поступило заявление или сообщение, им разъясняется право на

обжалование этого постановления.

Таким образом, решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимается в

случае установления обстоятельств, с наличием которых закон связывает прекращение

уголовно-процессуальной деятельности, если она уже осуществлялась, например: принято

заявление о преступлении (ст. 141 УПК), принята явка с повинной (ст. 142 УПК),

произведен осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Отсутствие оснований к

возбуждению уголовного дела равнозначно, как правило, отсутствию либо события

преступления, либо состава преступления. Перечень этих обстоятельств приведен в ст. 24

УПК.

Для того чтобы стать основанием к отказу в возбуждении уголовного дела, любое из

обстоятельств, исключающих по нему производство, должно быть установлено с

достоверностью. На практике применяется также и такое правило: при отказе в

возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица вследствие истечения

сроков давности привлечения к ответственности, вследствие акта амнистии это лицо

должно ознакомиться с постановлением и удостоверить своей подписью отсутствие

возражений против такого решения. Если в возбуждении уголовного дела отказывается

ввиду смерти лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, то согласие

на вынесение постановления испрашивается следователем у его близких родственников.

Соблюдение данного правила в определенной мере позволяет предупредить поступление

жалоб в суды в порядке ст. 125 УПК.

Требование вынесения мотивированного постановления означает, что вывод о

наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из

анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными. Если

деяние, о котором шла речь в заявлении, нашло свое подтверждение, в постановлении об

отказе в возбуждении уголовного дела должны быть приведены аргументы, объясняющие,

почему это деяние юридически не является преступлением.

При подаче жалоб на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

необходимо учитывать следующие обстоятельства.

В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в

органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной

информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 01.12.2005 N 985

(далее - Инструкция), сообщения о происшествиях в зависимости от их содержания и

формы поступления (обнаружения) подразделяются на: сообщения о преступлениях (п. 43

ст. 5 УПК, п. 4.1 Инструкции), заявления о преступлении (п. 4.1.1 Инструкции) явки с

повинной (п. 4.1.2 Инструкции) рапорты об обнаружении преступления, составленные

БНА. 2005. N 52.

Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть

незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) с

присвоением соответствующего регистрационного номера (п. 5 Инструкции).

В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения

гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о

происшествиях на стендах и иных общедоступных местах должны быть размещены:

выписки из положений УПК, иных нормативных правовых актов, регламентирующих

порядок приема сообщений о происшествиях служебные номера телефонов и адреса

должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или

отказом в приеме сообщений о происшествиях (п. 6 Инструкции).

Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени

совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы

представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщения

о происшествии могут поступать в органы внутренних дел лично от заявителя, нарочным,

по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи (п. 7

Инструкции).

Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства

(секретариат) органов внутренних дел по почте, с нарочным, по телеграфу, факсимильной

связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и

направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для

незамедлительной регистрации. Сотрудникам секретариата запрещается принимать и

учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел

непосредственно заявителем (п. 8 Инструкции). Вне органов внутренних дел, а также в

органах внутренних дел, в которых нет дежурных частей, сообщения о происшествиях

обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в

соответствии с требованиями, установленными Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О

милиции". При этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные

сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с

помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для

незамедлительной регистрации (п. 9 Инструкции).

Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о

преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об

обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с ч. ч. 1 -

3 ст. 141, ст. ст. 142, 143 УПК (п. 12 Инструкции). Устное сообщение, сделанное при

производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении,

заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом

сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о

преступлении в соответствии с ч. 4 ст. 141 УПК.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки

совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих

данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без

регистрации передаются в соответствующее подразделение органа внутренних дел для

возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной

деятельности. Поступившие по почте анонимные сообщения о признаках совершенного

или готовящегося террористического акта регистрируются в соответствии с Инструкцией

(п. 13).

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник,

принявший сообщение, фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия,

рапортом оформляет сообщение и передает в дежурную часть для незамедлительной

регистрации в КУСП, докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем

сообщении (п. 14 Инструкции). Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется

в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от

территории оперативного обслуживания (п. 15 Инструкции). В КУСП регистрируются:

письменное заявление о преступлении, которое может быть составлено заявителем в

произвольной форме, протокол принятия устного заявления о преступлении протокол

явки с повинной заявление о безвестном исчезновении человека рапорт сотрудника

органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления поручение прокурора о

проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах

массовой информации сообщение и письменные заявления о событиях, угрожающих

личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-

транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях,

массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях или иных

событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления

или административного правонарушения иная информация о происшествии (п. 16

Инструкции). В целях обеспечения контроля полноты регистрации информации,

поступившей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится ее

магнитная запись (п. 44 Инструкции).

При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть

органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном

порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный

(начальник дежурной части, начальник дежурной смены, помощник начальника отдела

(отделения), помощник начальника дежурной части, старший оперативный дежурный,

оперативный дежурный, помощник оперативного дежурного) вносит регистрационный

номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои

инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения свой подписью (п. 21 Инструкции).

Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то

одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части

органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает

его заявителю (ч. 4 ст. 144 УПК) (п. 22 Инструкции). Талоны должны быть сброшюрованы

в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в

дежурной части органа внутренних дел (п. 23 Инструкции). Талон состоит из двух частей:

талона-корешка и талона-уведомления. Обе части талона имеют одинаковый

регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое

сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника,

принявшего сообщение, дата приема. В талоне-уведомлении указываются: сведения о

сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП,

наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и

подпись, инициалы и фамилия дежурного (п. 24 Инструкции). Заявитель за получение

талона-уведомления расписывается в талоне-корешке, проставляет дату и время

получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции). Талоны-корешки остаются в

дежурной части органа внутренних дел и используются при сверках полноты регистрации

сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия

должностных лиц органов внутренних дел (п. 26 Инструкции). Если по одному и тому же

происшествию поступило два или более сообщений и в случае подтверждения этого, все

имеющиеся материалы по решению начальника органа внутренних дел приобщаются к

первому зарегистрированному сообщению, о чем в КУСП делается соответствующая

запись (п. 32 Инструкции).

Оперативный дежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП

сообщения о происшествии принимает меры реагирования в порядке, установленном

законодательством и иными нормативными актами, регламентирующими деятельность

органов внутренних дел (п. 27 Инструкции). По результатам рассмотрения сообщения о

преступлении органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей

компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела

об отказе в возбуждении уголовного дела о передаче сообщения по подследственности, в

суд (по делам частного обвинения) (п. 33 Инструкции).

Передача незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии исполнителю

для проведения проверки категорически запрещается (п. 28 Инструкции). Проверка

сообщения о происшествии, содержащем признаки преступления, осуществляется в

порядке, установленном УПК (п. 31 Инструкции). О принятом решении по сообщению о

происшествии информируется заявитель. Заявителю разъясняются его право обжаловать

принятое решение и порядок обжалования в соответствии с законодательными и иными

нормативными актами РФ (п. 34 Инструкции).

Материалы, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении

уголовного дела, незамедлительно регистрируются в специальном журнале, который

ведется в органах внутренних дел сотрудником по регистрационно-учетной и

статистической работе или лицом, исполняющим его обязанности, и в течение суток

направляются прокурору для рассмотрения и утверждения в случае согласия с принятым

решением. Материалу присваивается очередной порядковый номер (через дробь): номер

по КУСП/номер по журналу учета отказных материалов. При этом в журнале учета

отказных материалов указывается двойной номер (через дробь): номер по журналу учета

отказных материалов/номер по КУСП (п. 35 Инструкции).

Сообщения о происшествиях, не содержащие признаков преступления либо

административного правонарушения, приобщаются к материалам специального

номенклатурного дела (п. 36 Инструкции).

По окончании КУСП журналы учета материалов, по которым вынесены

постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, журналы учета

административного производства, накопительные дела по материалам проверок, книжки с

талонами-корешками передаются из дежурной части органа внутренних дел в секретариат

Законность. 2006. N 5.

Кроме того, с 1 января 2006 г. в Российской Федерации действует Типовое

положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о

БНА. 2006. N 5.

На основании ст. 144 УПК по заявлениям и сообщениям о совершенных или

готовящихся преступлениях в течение трех суток должно быть принято одно из решений,

предусмотренных ст. 145 УПК: 1) о возбуждении уголовного дела 2) об отказе в

возбуждении уголовного дела 3) о передаче заявления или сообщения по

подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного

обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК.

Указанный срок по ходатайству следователя, дознавателя может быть продлен

соответственно руководителем следственного органа, начальником органа дознания до 10

суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий

руководитель следственного органа по ходатайству следователя или прокурор по

ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

После принятия решения по существу заявления в КУСП делается соответствующая

отметка (возбуждено уголовное дело номер такой-то сдан отказной материал номер

такой-то заявление направлено по подведомственности в такой-то орган материал, не

имеющий признаков преступления, приобщен в специальное номенклатурное дело).

Таким образом, предметом обжалования и судебного контроля в данном случае

являются постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, приобщенные к нему

документы (заявление о совершенном преступлении, объяснения, справки и пр.),

именуемые на практике отказным материалом.

По смыслу уголовно-процессуального закона жалоба на постановление об отказе в

возбуждении уголовного дела может быть подана лицом (физическим, юридическим), от

которого поступило заявление об уже совершенном или готовящемся преступлении. Как

правило, это потерпевший, гражданский истец либо их законные представители,

руководитель предприятия, учреждения, организации, коммерческой фирмы, которой

деянием причинен ущерб. В соответствии с названной Инструкцией под сообщениями о

преступлении понимаются также явки с повинной (п. 4.1.2). То есть, как видим, заявление

о преступлении может поступить от фактически виновного лица, которое имеет право на

защиту. Как указывалось выше, жалобы на постановление об отказе в возбуждении

уголовного дела могут поступить и от иных заинтересованных лиц.

В описательной части постановления об отмене постановления об отказе в

возбуждении уголовного дела излагаются данные о заявлении (сообщении) о

преступлении, результатах доследственной проверки, основаниях отказа в возбуждении

уголовного дела, приводятся доводы жалобы.

Традиционно особое внимание уделяется мотивировке принятого по жалобе

решения, которое в ясных и четких выражениях должно содержать указания на мотивы

отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также на те

обстоятельства, которые подлежат установлению при дополнительной доследственной

проверке, либо на причины оставления жалобы без удовлетворения.

Учитывая данные судебной практики, поводом к отмене постановления об отказе в

возбуждении уголовного дела могут быть неполнота и односторонность доследственной

проверки, неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов.

В постановлении судьи не допускается оценка доказательств. Ссылка на их

противоречивость допустима лишь при наличии неполноты доследственной проверки.

Резолютивная часть постановления, кроме положения о необходимости отмены

постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, должна содержать указание о

направлении материала для проведения дополнительной доследственной проверки

соответствующему прокурору.

Если при проверке законности постановления об отказе в возбуждении уголовного

дела судья выявит нарушения закона, ущемляющие права участников процесса, а равно

иные нарушения уголовно-процессуального закона, то в силу ч. 4 ст. 29 УПК он может

довести это до сведения руководителей следственных органов, прокуроров путем

вынесения частного постановления.

Суд не вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела либо об

отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку данная функция выходит за рамки

судебно-контрольной деятельности и существенно ограничивает процессуальную

самостоятельность органа предварительного расследования и прокурора.

Закон не запрещает принесение жалобы на законность и обоснованность

постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, если органом предварительного

расследования, прокурором после проведения дополнительной доследственной проверки

на основании постановления суда вновь вынесено то же решение. На основе анализа

вновь вынесенного постановления суд в числе доводов, свидетельствующих о

необходимости его отмены, может сослаться на факт невыполнения органом

предварительного расследования обязательных для него указаний начальника органа

дознания, руководителя следственного органа, прокурора и суда.

Отказ в возбуждении уголовного дела по мотивам нецелесообразности не

допускается, следовательно, основанием для отказа в возбуждении уголовного дела может

быть только то основание, которое прямо предусмотрено законом.

Аналогичен вышеприведенному и порядок рассмотрения жалоб на отказ в принятии

заявления о готовящемся или совершенном преступлении (п. 5 ст. 144 УПК). Однако в

данном случае предметом обжалования является уже не процессуальный документ, а

действие (бездействие) органа, на который по закону возложена обязанность принять

заявление и вынести по нему соответствующее решение.

Судебная практика показывает, что наиболее часто распространены отказы в форме

возвращения заявления о преступлении лицу, его подавшему, письмом без принятия

какого-либо процессуального решения. Подобные действия, как правило, мотивируются

отсутствием в заявлении необходимых сведений о преступлении. Действующее

законодательство не предусматривает подобной формы реагирования на заявление о

преступлении (ст. 145 УПК). Что касается лиц, злоупотребляющих своими правами, то к

ним следует принимать предусмотренные законом меры воздействия.

По результатам рассмотрения жалобы выносятся постановления либо об отказе в ее

удовлетворении, либо о признании действий (бездействия) органа, не выполнившего

требования закона о приеме и регистрации заявления о преступлении, незаконным

(необоснованным) на компетентный орган, надзирающего за ним прокурора возлагается

обязанность устранить допущенное нарушение, что по юридическим последствиям

равнозначно императивному указанию: заявление принять, зарегистрировать, разрешить в

соответствии с законом.

Особое место в ряду жалоб на решения органов предварительного расследования и

прокуроров, которые могут быть поданы в стадии возбуждения уголовного дела,

занимают те из них, которые поданы на постановления о возбуждении уголовного дела.

Если уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица, то это лицо

приобретает статус подозреваемого, в связи с чем может быть причинен ущерб его

конституционным правам и свободам. Поэтому по смыслу действующего

законодательства уже на этапе возбуждения уголовного дела суд правомочен выяснить,

соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению

уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Установление того, ограничиваются ли в связи с возбуждением уголовного дела

конституционные права и свободы лица, обратившегося с жалобой, и сопряжена ли

проверка законности обжалуемого постановления с рассмотрением тех вопросов, которые

подлежат разрешению при постановлении приговора, осуществляется судом исходя из

фактических обстоятельств конкретного дела. Незаконные постановления прокуроров,

следователей и лиц, производящих дознание, о возбуждении уголовного дела подлежат

отмене, в том числе и те, которые вынесены с нарушением правил, предусмотренных ст.

448 УПК.

Предметом судебно-контрольного исследования в данном случае является

постановление о возбуждении уголовного дела. Право подачи жалобы принадлежит

подозреваемому, его защитнику, а также иным лицам, чьи конституционные права были

нарушены в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела. Как

показывает судебная практика последних лет, по результатам рассмотрения жалобы

выносятся постановления либо об отказе в ее удовлетворении, либо о признании

постановления о возбуждении уголовного дела незаконным (необоснованным). В

последнем случае на компетентного прокурора возлагается обязанность устранить

допущенное нарушение, что по юридическим последствиям равнозначно отмене

постановления о возбуждении уголовного дела.

Постановлением Советского районного суда г. Челябинска от 8 ноября 2001 г.

отклонена жалоба адвоката П. об отмене постановления следователя от 1 августа 2001 г. о

возбуждении уголовного дела в отношении Д.

Определением судебной коллегии Челябинского областного суда от 3 декабря 2001 г.

Постановление судьи Советского районного суда г. Челябинска от 8 ноября 2001 г.

отменено, производство по жалобе адвоката прекращено.

Постановлением президиума Челябинского областного суда от 31 июля 2002 г.

отклонен протест об отмене Кассационного определения от 3 декабря 2001 г. и

направлении материала по жалобе на постановление о возбуждении уголовного дела на

новое кассационное рассмотрение.

Рассматривая данный материал, СК ВС РФ отметила следующее.

Суд кассационной инстанции, отменяя Постановление судьи, свои выводы обосновал

тем, что обжалование постановления о возбуждении уголовного дела не предусмотрено

законом и у судьи не было оснований для принятия жалобы адвоката к рассмотрению.

Между тем данные выводы судебной коллегии сделаны без учета требований ст. 46

Конституции, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и

свобод и обеспечивается право обжаловать в суд решения и действия (бездействие)

органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных

объединений и должностных лиц. Это право вытекает также из закрепленного в ст. 21

Конституции принципа охраны достоинства личности, предполагающего, в частности,

обязанность государства обеспечивать каждому возможность отстаивать свои права в

споре с любыми органами и должностными лицами, в том числе осуществляющими

предварительное расследование.

Согласно п. 6 Постановления КС РФ от 14.01.2000 N 1-П "По делу о проверке

конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР,

регулирующих полномочия суда по возбуждению уголовного дела, в связи с жалобой

гражданки И.П. Смирновой и запросом Верховного Суда Российской Федерации" на

суд, как орган правосудия, не может возлагаться выполнение несвойственной ему

Источники:
hw4.ru, zholpolice.narod.ru, ssrf.sudrf.ru, yurporada.kiev.ua, evcppk.ru

Следующие документы


  • 30 ноября 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения

    Недавно добавленные материалы:

    Как заполнить документы на субсидию

    До 15 апреля и до 1 ноября этого года, предприятия, которые предоставляют услуги по газоснабжению, электроснабжению и

    Какая помощь положена молодой семье на строительство дома?

    1. Решение о предоставлении субсидии принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.2. На основании решения о предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти

    Комментарий к Указу № 322 О предоставлении безналичных жилищных субсидий

    29 августа 2016 годаПрезидент Беларуси Александр Лукашенко 29 августа подписал Указ № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».Документом предусматривается внедрение

    Конкурсный отбор по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям

    Министерство экономического развития Республики Ингушетия объявляет прием документов с 19 по 30 октября 2015 года, для участия

    Как получить жилищные субсидии на приобретение жилья военнослужащим

    Новости по тематикеСогласно федеральному закону «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ в редакции от 14.12.2015, государство берет на себя дополнительную ответственность за

    Как получить жилищную субсидию военнослужащему?

    Проблема обеспечения жильем защитников родины всегда стояла остро. Раньше она решалась составлением квартирных очередей, выделением ведомственных